Слайд шоу черная курица или подземные жители. Антоний Погорельский и его волшебная повесть для детей «Черная курица, или подземные жители» (презентация). Исправился ли Алёша

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

1 слайд

Презентация на тему «Чёрна курица и подземные жители» ученика 5-Б кл. Шелковникова Данилы «Не для того дан вам ум, чтобы вы во зло его употребляли»

2 слайд

Биография Алексея Алексеевича Перовского. Алексей Алексеевич Перовский, более известный под псевдонимом Антоний Погорельский. Писатель Пушкинской эпохи. Получив отличное домашнее воспитание, в 1805 году поступил в Московский университет; в 1807 году "произведен" в доктора философии и словесных наук. Недолго состоял в гражданской службе. Во время отечественной войны поступил в 3-й украинский казачий полк

3 слайд

Биография Алексея Алексеевича Перовского. штабс-ротмистром, в 1813 году участвовал в сражениях под Дрезденом и при Кульме, затем был назначен старшим адъютантом при князе Н.Г. Репнине, генерал-губернаторе королевства саксонского, и около двух лет жил в Дрездене. По возвращении в Россию, Перовский служил чиновником особых поручений при департаменте духовных дел иностранных исповеданий, но немедленно после смерти отца (1822) подал в отставку и поселился в сельце Погорельцах.

4 слайд

Биография Алексея Алексеевича Перовского. В Погорельцах он собрал хорошую библиотеку, много читал и начал свою самостоятельную литературную деятельность под псевдонимом Антония Погорельского: в 1825 г. В мартовской книжке "Новостей Литературы", издававшихся Воейковым, появилась с этой подписью фантастическая повесть "Лафертовская маковница", которая привела в совершенный восторг Пушкина; вот что писал он брату под свежим впечатлением (27го марта 1825 года):"Что за прелесть Бабушкин Кот! Я перечёл два раза и одним духом всю повесть, теперь только и брежу Аркадием Фалалеевичем Мурлыкиным. Выступаю плавно, зажмуря глаза, повёртываю голову и выгибаю спину. Погорельский ведь Перовский, не правда ли?" В том же 1825 году Перовский вновь поступил на службу на пост видный, вполне достойный его образования и способностей: Министр Народного Просвещения. Все последующие его назначения были связаны с образоваием.

5 слайд

Период написания сказки «Чёрная курица или подземные жители» Алексей Алексеевич Перовский придумал и записал волшебную повесть «Черная курица, или Подземные жители» для своего племянника тогда, когда Алеше (племяннику) было не более девяти или десяти лет, как и Алеше, герою сказки. Погорельский счастливо изобрел один из самых изящных литературных сюжетов. Можно сколько угодно удивляться тому, что он так ясно и мудро рассказал о почти неуловимых движениях души невзрослого человека.

6 слайд

7 слайд

История создания Волшебную сказку «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельский опубликовал в 1829 году. Он написал ее для своего воспитанника, племянника Алеши, будущего выдающегося литератора Алексея Константиновича Толстого. Публикация была встречена положительными отзывами прессы.

8 слайд

история создания События описанные в сказке происходят в Санкт-Петербурге, где некоторое время и проживал автор.

9 слайд

10 слайд

До получения семечка… Имеясемечко … Умненький Самолюбивый Очень одинокий Важничал перед др. Любил читать Гордый и не послушный Ненавидел жестокость Нарочношалил

11 слайд

Алеша спасает любимую курицу Чернушку, и та открывает ему тайну: под полом, в подземелье, королевство маленьких человечков, где Чернушка - не курица, а главный министр. Ночью, когда все спят, Чернушка тайно приводит Алешу к королю и тот его награждает. Желание Алеши, высказанное с необдуманной поспешностью, оказывается огорчительно мелким - всегда знать уроки, не уча их. Конопляное семечко, полученное в дар, помогало Алеше, но из-за безделья «из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордый и непослушный».

12 слайд

Когда семечко пропало, мальчик потерял свой чудесный дар. История с семечком завершается тем, что Алеше грозит наказание, если он не признается, как ему удается знать наизусть по двадцать страниц. И тогда мальчик выдает тайну, в которую, разумеется, никто не поверил, его даже высекли. Но не это и даже не исчезновение навсегда конопляного семечка оказалось главным наказанием для него. Ему предстоит расставание с Чернушкой. По вине Алеши король с целым народом своим должен переселиться далеко от здешних мест, а его друг, курица-министр, осужден носить золотые цепи.

Слайд 1

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ЛИТЕРАТУРЫ. А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»
Выполнил Марков В. Ученик 5 класса «А» ГБОУ СОШ № 485

Слайд 2

«Черная курица, или Подземные жители»

Слайд 3

Другое занятие Алёши состояло в том, чтобы кормить курочек, которые жили около забора в нарочно для них выстроенном домике и целый день играли и бегали на дворе. Алёша очень коротко с ними познакомился, всех знал по имени, разнимал их драки, а забияк наказывал тем, что иногда несколько дней сряду не давал им ничего от крошек, которые всегда после обеда и ужина он собирал со скатерти. Между курами он особенно любил чёрную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других; она даже иногда позволяла себя гладить, и поэтому Алёша лучшие кусочки приносил ей. Она была нрава тихого; редко прохаживалась с другими и, казалось, любила Алёшу более, нежели подруг своих.

Слайд 4

Алёша никак не мог долее оставаться на своём месте. Он, громко всхлипывая, побежал к кухарке и бросился к ней на шею в ту самую минуту, как она поймала уже Чернушку за крыло. – Любезная, милая Тринушка! – вскричал он, обливаясь слезами. – Пожалуйста, не тронь мою Чернуху! Алёша так неожиданно бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук Чернушку, которая, воспользовавшись этим, от страха взлетела на кровлю сарая и там продолжала кудахтать.

Слайд 5

Чернушка захлопала крыльями, взлетела к нему на кровать и сказала человеческим голосом: – Это я, Алёша! Ты не боишься меня, не правда ли? – Зачем я буду тебя бояться? – отвечал он. – Я тебя люблю; только для меня странно, что ты так хорошо говоришь: я совсем не знал, что ты говорить умеешь!

Слайд 6

Они вошли во вторую комнату, и тут-то Алёша обрадовался! В прекрасной золотой клетке сидел большой серый попугай с красным хвостом. Алёша тотчас хотел подбежать к нему. Чернушка опять его не допустила. – Не трогай здесь ничего, – сказала она. – Берегись разбудить старушек! Тут только Алёша заметил, что подле попугая стояла кровать с белыми кисейными занавесками, сквозь которые он мог различить старушку, лежащую с закрытыми глазами; она показалась ему как будто восковая. В другом углу стояла такая же точно кровать, где спала другая старушка, а подле неё сидела серая кошка и умывалась передними лапами.

Слайд 7

Чернушка подняла хохол, распустила крылья и вдруг сделалась большая-большая, выше рыцарей, и начала с ними сражаться! Рыцари сильно на неё наступали, а она защищалась крыльями и носом. Алёше сделалось страшно, сердце в нём сильно затрепетало, и он упал в обморок.

Слайд 8

В одно мгновение комната сделалась ещё светлее, все маленькие свечки ещё ярче загорели, – и Алёша увидел двадцать маленьких рыцарей в золотых латах, с пунцовыми на шлемах перьями, которые попарно входили тихим маршем.

Слайд 9

Из сада пошли они в зверинец. Там показали Алёше диких зверей, которые привязаны были на золотых цепях. Всматриваясь внимательнее, он, к удивлению своему, увидел, что дикие эти звери были не что иное, как большие крысы, кроты, хорьки и подобные им звери, живущие в земле и под полами. Ему это очень показалось смешно, но он из учтивости не сказал ни слова.

Слайд 10

Вдруг из одного бокового коридора выскочило несколько крыс, таких больших, каких Алёша никогда не видывал; они хотели пробежать мимо; но когда министр приказал их окружить, то они остановились и начали защищаться храбро.

Слайд 11

На следующий день, в назначенный час, учитель взял в руки книжку, из которой был задан урок Алёше, подозвал его к себе и велел проговорить заданное. Все дети с любопытством обратили на Алёшу внимание, и сам учитель не знал, что подумать, когда Алёша, несмотря на то, что вовсе накануне не твердил урока, смело встал с скамейки и подошёл к нему. Алёша нимало не сомневался в том, что и этот раз ему удастся показать свою необыкновенную способность; он раскрыл рот… и не мог выговорить ни слова!

Слайд 12

Он решился сам начать разговор с одним мальчиком, с которым в прежнее время был очень дружен, но тот от него отворотился не отвечая. Алёша обратился к другому, но и тот говорить с ним не хотел и даже оттолкнул его от себя, когда он опять с ним заговорил. Тут несчастный Алёша почувствовал, что он заслуживает такое с ним обхождение товарищей. Обливаясь слезами, лёг он в свою постель, но никак не мог заснуть.

Слайд 13

Всю ночь он не мог сомкнуть глаз ни на минуту. За час перед рассветом послышалось ему, что под полом что-то шумит. Он встал с постели, приложил к полу ухо и долго слышал стук маленьких колёс и шум, как будто множество маленьких людей проходило. Между шумом этим слышен был также плач женщин и детей и голос министра Чернушки, который кричал ему: – Прощай, Алёша! Прощай навеки!

Слайд 2

Алексей Перовский получил блестящее образование. В августе 1805 года Алексей поступил в Московский университет и в октябре 1807 года закончил его. В том же 1807 году состоялся его литературный дебют: он перевел на немецкий язык повесть Н.М.Карамзина "Бедная Лиза" и опубликовал свой перевод с посвящением отцу.

Слайд 3

В продолжение двух лет он вел жизнь прилежного чиновника: служил в Сенате, ездил с ревизиями по российским губерниям, - а затем, поселившись в Москве, стал добрым приятелем В.А.Жуковскому, П.А.Вяземскому, В.Л.Пушкину В.А. Жуковский

Слайд 4

В Отечественную войну 1812 года штаб-ротмистр Третьего Украинского полка Алексей Перовский участвовал в сражениях против французских войск Антоний Погорельский

Слайд 5

Он вернулся в Петербург в 1816 году и сменил военный мундир на чиновничий - надворного советника. Однако вскоре обстоятельства сложились так, что на его попечении оказалась сестра с полуторамесячным племянником, которых он увез в свое наследственное малороссийское имение Погорельцы.

Слайд 6

История создания повести

Здесь, занимаясь садоводством, поставкой корабельного леса на николаевские верфи, обязанностями попечителя Харьковского учебного округа и - всего более - воспитанием племянника Алеши, Перовский сочинил первые в России фантастические повести.

Слайд 7

Сначала, в 1825 году, в петербургском журнале "Новости литературы" он опубликовал - под псевдонимом "Антоний Погорельский" - "Лафертовскую маковницу". Известно, что она совершенно очаровала А.С.Пушкина, так что тот прочел ее "два раза и одним духом".

Слайд 8

Алексей Алексеевич Перовский придумал и записал волшебную повесть "Черная курица, или Подземные жители" для своего племянника тогда, когда Алеше (племяннику) было не более девяти или десяти лет, как и Алеше, герою сказки.

Слайд 9

Погорельский счастливо изобрел один из самых изящных литературных сюжетов. Можно сколько угодно удивляться тому, что он так ясно и мудро рассказал о почти неуловимых движениях души невзрослого человека: в то время до появления "Детства" Л.Н.Толстого оставалось еще двадцать шесть лет, "Детства Темы" Н.Г.Гарина-Михайловского - шестьдесят шесть, а "Детства Люверс" Б.Л.Пастернака - девяносто шесть.

Слайд 10

Слайд 11

Архив писателя канул в лету. И как?! Управляющий в Погорельцах был большим гурманом, он извел все бумаги Перовского на приготовление "котлет в папильотках". Представьте себе!

Слайд 12

Летом 1836 года А.А.Перовский для лечения "грудной болезни" поехал в Ниццу и, на пути туда, умер в Варшаве. При нем находились сестра Анна и племянник Алексей.Племянник Перовского, повзрослев, сам стал замечательным и знаменитым писателем. Это Алексей Константинович Толстой.

Слайд 13

Что Вас особенно потрясло в биографии писателя? Ребята, вопросы!

Слайд 14

Ребята, вопрос! Какие эпизоды изобразили художники на обложках фантастической повести «Черная курица, или Подземные жители»?

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Ребята, вопросы!

Чем отличается литературная сказка от народной?

Слайд 18

Каковы были быт и нравы частного петербургского пансиона, в котором обучался Алеша? (словесное рисование или пересказ текста)

Слайд 19

Каким вы представляете подземное царство, куда он попал?

Слайд 20

«Конопляное семечко освободило Алешу от труда, не надо было учить уроки. Заманчиво, не правда ли? Но хорошо ли?»

Слайд 21

Каким был Алеша до того, как он получил конопляное семечко и каким он стал, когда его получил.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» Состав проектной группы: учащиеся 5 класса МКОУНовониколаевской СОШ СП Новорозинской ООШ Руководитель: Н.С. Белькеева, учитель русского языка и литературы 2016 год

2 слайд

Описание слайда:

Другое занятие Алеши состояло в том, чтобы кормить курочек, которые жили около забора в нарочно для них выстроенном домике и целый день играли и бегали на дворе. Алеша очень коротко с ними познакомился, всех знал по имени, разнимал их драки, а забияк наказывал тем, что иногда несколько дней сряду не давал им ничего от крошек, которые всегда после обеда и ужина он собирал со скатерти. Между курами он особенно любил одну черную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других; она даже иногда позволяла себя гладить, и потому Алеша лучшие кусочки приносил ей. Она была нрава тихого; редко прохаживалась с другими и, казалось, любила Алешу более, нежели подруг своих.

3 слайд

Описание слайда:

В продолжение всех этих забот Алешу нашего совсем забыли, и он тем воспользовался, чтоб на просторе играть на дворе. По обыкновению своему, он подошел сначала к дощатому забору и долго смотрел в дырочку; но и в этот день никто почти не проходил по переулку, и он со вздохом обратился к любезным своим курочкам. Не успел он присесть на бревно и только что начал манить их к себе, как вдруг увидел подле себя кухарку с большим ножом. Алеше никогда не нравилась эта кухарка - сердитая и бранчивая чухонка; но с тех пор, как он заметил, что она-то была причиною, что от времени до времени уменьшалось число его курочек, он еще менее стал ее любить. Когда же однажды нечаянно увидел он в кухне одного хорошенького, очень любимого им петушка, повешенного за ноги с перерезанным горлом, - то возымел он к ней ужас и отвращение. Увидев ее теперь с ножом, он тотчас догадался, что это значит, - и, чувствуя с горестию, что он не в силах помочь своим друзьям, вскочил и побежал далеко прочь.

4 слайд

Описание слайда:

Алеша, Алеша! Помоги мне поймать курицу! - кричала кухарка. Но Алеша принялся бежать еще пуще, спрятался у забора за курятником и сам не замечал, как слезки одна за другою выкатывались из его глаз и упадали на землю. Довольно долго стоял он у курятника, и сердце в нем сильно билось, между тем как кухарка бегала по двору - то манила курочек: "Цып, цып, цып!", то бранила их по-чухонски. Вдруг сердце у Алеши еще сильнее забилось... ему послышался голос любимой его Чернушки! Она кудахтала самым отчаянным образом, и ему показалось, что она кричит: Кудах, кудах, кудуху, Алеша, спаси Чернуху! Кудуху, кудуху, Чернуху, Чернуху!

5 слайд

Описание слайда:

Алеша никак не мог долее оставаться на своем месте... он, громко всхлипывая, побежал к кухарке и бросился к ней на шею в ту самую минуту, как она поймала уже Чернушку за крыло. - Любезная, милая Тринушка! - вскричал он, обливаясь слезами. - Пожалуйста, не тронь мою Чернуху! Алеша так неожиданно бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук Чернушку, которая, воспользовавшись этим, от страха взлетела на кровлю сарая и там продолжала кудахтать. Но Алеше теперь слышалось, будто она дразнит кухарку и кричит: Кудах, кудах, кудуху, Не поймала ты Чернуху! Кудуху, кудуху, Чернуху, Чернуху! Между тем кухарка вне себя была от досады!

6 слайд

Описание слайда:

Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг откуда ни взялись маленькие свечки в серебряных шандалах, не больше как с Алешин маленький пальчик. Шандалы эти очутились на полу, на стульях, на окнах, даже на рукомойнике, и в комнате сделалось так светло, как будто днем. Алеша начал одеваться, а курочка подавала ему платье, и таким образом он вскоре совсем был одет.

7 слайд

Описание слайда:

Когда Алеша был готов, Чернушка опять закудахтала, и все свечки исчезли. - Иди за мною, - сказала она ему, и он смело последовал за нею. Из глаз ее выходили как будто лучи, которые освещали всё вокруг них, хотя не так ярко, как маленькие свечки. Они прошли чрез переднюю...

8 слайд

Описание слайда:

Они спустились вниз по лестнице, как будто в погреб, и долго-долго шли по разным переходам и коридорам, которых прежде Алеша никогда не видывал. Иногда коридоры эти так были низки и узки, что Алеша принужден был нагибаться.

9 слайд

Описание слайда:

Вдруг вошли они в залу, освещенную тремя большими хрустальными люстрами. Зала была без окошек, и по обеим сторонам висели на стенах рыцари в блестящих латах, с большими перьями на шлемах, с копьями и щитами в железных руках. Чернушка шла вперед на цыпочках и Алеше велела следовать за собою тихонько-тихонько...

10 слайд

Описание слайда:

В конце залы была большая дверь из светлой желтой меди. Лишь только они подошли к ней, как соскочили со стен два рыцаря, ударили копьями об щиты и бросились на черную курицу. Чернушка подняла хохол, распустила крылья... Вдруг сделалась большая-большая, выше рыцарей, - и начала с ними сражаться! Рыцари сильно на нее наступали, а она защищалась крыльями и носом. Алеше сделалось страшно, сердце в нем сильно затрепетало - и он упал в обморок.

11 слайд

Описание слайда:

Между тем как он с любопытством всё рассматривал, отворилась боковая дверь, прежде им не замеченная, и вошло множество маленьких людей, ростом не более как с пол-аршина, в нарядных разноцветных платьях. Вид их был важен: иные по одеянию казались военными, другие - гражданскими чиновниками. На всех были круглые с перьями шляпы, наподобие испанских. Они не замечали Алеши, прохаживались чинно по комнатам и громко между собою говорили, но он не мог понять, что они говорили. Долго смотрел он на них молча и только что хотел подойти к одному из них с вопросом, как отворилась большая дверь в конце залы...

12 слайд

Описание слайда:

На следующий день, в назначенный час, учитель взял в руки книжку, из которой задан был урок Алеше, подозвал его к себе и велел проговорить заданное. Все дети с любопытством обратили на Алешу внимание, и сам учитель не знал, что подумать, когда Алеша, несмотря на то, что вовсе накануне не твердил урока, смело встал со скамейки и подошел к нему. Алеша нимало не сомневался в том, что и этот раз ему удастся показать свою необыкновенную способность: он разинул рот... и не мог выговорить ни слова! - Что ж вы молчите? - сказал ему учитель. - Говорите урок.


Биография Биография Алексей Алексеевич Перовский, более известный под псевдонимом Антоний Погорельский. Писатель Пушкинской эпохи. Получив отличное домашнее воспитание, в 1805 году поступил в Московский университет; в 1807 году "произведен" в доктора философии и словесных наук. Недолго состоял в гражданской службе. Во время отечественной войны поступил в 3-й украинский казачий полк штабс-ротмистром, в 1813 году участвовал в сражениях под Дрезденом и при Кульме, затем был назначен старшим адъютантом при князе Н.Г. Репнине, генерал-губернаторе королевства саксонского, и около двух лет жил в Дрездене. По возвращении в Россию, Перовский служил чиновником особых поручений при департаменте духовных дел иностранных исповеданий, но немедленно после смерти отца (1822) подал в отставку и поселился в сельце Погорельцах. Алексей Алексеевич Перовский, более известный под псевдонимом Антоний Погорельский. Писатель Пушкинской эпохи. Получив отличное домашнее воспитание, в 1805 году поступил в Московский университет; в 1807 году "произведен" в доктора философии и словесных наук. Недолго состоял в гражданской службе. Во время отечественной войны поступил в 3-й украинский казачий полк штабс-ротмистром, в 1813 году участвовал в сражениях под Дрезденом и при Кульме, затем был назначен старшим адъютантом при князе Н.Г. Репнине, генерал-губернаторе королевства саксонского, и около двух лет жил в Дрездене. По возвращении в Россию, Перовский служил чиновником особых поручений при департаменте духовных дел иностранных исповеданий, но немедленно после смерти отца (1822) подал в отставку и поселился в сельце Погорельцах.


История создания Волшебную сказку «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельский опубликовал в 1829 году. Он написал ее для своего воспитанника, племянника Алеши, будущего выдающегося литератора Алексея Константиновича Толстого. Публикация была встречена положительными отзывами прессы. Волшебную сказку «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельский опубликовал в 1829 году. Он написал ее для своего воспитанника, племянника Алеши, будущего выдающегося литератора Алексея Константиновича Толстого. Публикация была встречена положительными отзывами прессы.


Характер Алеши До получения семечка: умный, милый, любил читать, ненавидел жестокость. До получения семечка: умный, милый, любил читать, ненавидел жестокость. После получения семечка: самолюбивый, важничал перед другими, гордый и непослушный, нарочно шалили. После получения семечка: самолюбивый, важничал перед другими, гордый и непослушный, нарочно шалили.












Вывод: Сказка учит нас не только тому, что надо старательно трудиться, но и тому, что детское легкомыслие может сделать несчастными и их самих, и тех, кто им дорог. Лучше претерпеть страдания, чем из-за малодушия нарушить верность данному слову. Сказка учит нас не только тому, что надо старательно трудиться, но и тому, что детское легкомыслие может сделать несчастными и их самих, и тех, кто им дорог. Лучше претерпеть страдания, чем из-за малодушия нарушить верность данному слову.



Рассказать друзьям