Методы лечения гомосексуализма у подростков. Личко А.Е. ‹‹Психопатии и акцентуации характера у подростков. Как ребенок осознает свою половую принадлежность

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

    Тема гомосексуализма часто горячо обсуждается в СМИ, особенно в последнее время, на фоне принятия рядом стран законов о легализации однополых браков. К сожалению, в информационное пространство выливается много необъективных и несправедливых суждений о гомосексуализме. В связи с этим у меня как у сексолога и психотерапевта с 20-летним опытом есть некая потребность с профессиональной точки зрения объяснить, что такое гомосексуализм.

    Что такое гомосексуализм?

    Итак, гомосексуализм - это сексуальное влечения к лицам своего пола. Существует великое множество теорий причин происхождения этого явления: от генетических, вирусных и гормональных до чисто психологических. Ни одна из них в научном мире не принята как единственная. По данным зарубежной статистики, в популяции насчитывается до 10 процентов гомосексуальных людей. У нас в стране подобных статистических исследований не проводилось.

    Две формы гомосексуализма

    Принято выделять две принципиально различные формы гомосексуализма: ядерный (истинный, врожденный) и транзиторный (временный). Самому человеку очень трудно определить форму своей гомосексуальности, это прерогатива специалиста! В научном мире до сих пор не утихают споры по поводу того, лечится ли гомосексуализм или нет? И далее - если лечится, то можно ли и нужно ли его лечить с точки зрения этической? Многие стоят на принципиальной позиции, что гомосексуализм не корректируется в принципе, а всякие попытки это делать не просто безуспешны, но аморальны и причиняют вред! При этом существует и взгляд на гомосексуализм как на феномен психологической природы, продукт влияния окружения.

    Я придерживаюсь мнения, что гомосексуализм действительно может быть обусловлен духовными, родовыми и другими социальными факторами. В этом случае мы имеем дело с транзиторной формой гомосексуализма, и корректировать сексуальное влечение такого рода действительно можно. Но это следует делать только с согласия самого человека. Любая психотерапия осуществляется только с добровольного согласия пациента, это один из ведущих этических принципов в нашей профессии!

    Как возникает транзиторный гомосексуализм

    Транзиторный гомосексуализма возникает у инфантильных личностей, которые получают первый сексуальный опыт в период формирования полового влечения. Если направление полового влечения еще не сформировано, а первый опыт является гомосексуальным, то через этот опыт человек начинает зачастую переоценивать свою историю и убеждает себя в том, что он гомосексуален.

    С точки зрения сексологии это своего рода недоразвившаяся сексуальность, застрявшая, остановившаяся на этапе своего формирования. Сексуальное влечение в норме формируется в подростковом возрасте и всегда проходит стадию так называемой половой гомосегрегации, то есть мальчики впервые обсуждают секс с мальчиками, а девочки с девочками. Подростку легче проявить сексуальность с представителем своего пола. Возникшее половое любопытство может закончиться гомосексуальными контактами, часто в виде поцелуев, ласк и группового онанизма. По данным статистики до 40% подростков получают такой опыт, но взрослея, утрачивают эту потребность и становятся гетеросексуальными. Но какая-то часть застревает (иногда в результате совращения) и становятся гомосексуалистами. У взрослого человека гомосексуализм может возникнуть как следствие тяжелой психологической травмы или психического заболевания, в частности, шизофрении.

    Влияет ли пропаганда гомосексуализма на количество таких транзиторных гомосексуалистов? Однозначно да! Не важно идет ли эта пропаганда через СМИ или через ближайшее окружение. Например, взрослый гомосексуалист, будучи преподавателем, тренером, "духовным" гуру, использует психологическую зависимость своих подопечных как инструмент совращения.

    Отношение общества

    Нужна ли толерантность к гомосексуалистам? Да!

    Я знаю, что многие коллеги-сексологи оказывают психотерапевтической помощь гомосексуалистам: помогают преодолеть психологические трудности, и это очень важно и ценно. Ведь среди гомосексуалистов большой процент суицидов, и это связано с тем, что наше общество в основном не толерантно к гомосексуалистам. Также сексологи, психотерапевты помогают желающим восстановить гетеросексуальное влечение, развенчивая миф о неизлечимости гомосексуализма. Повторюсь, это возможно только в случае транзиторной формы.

    Есть ли перспективы легализации однополых браков в России?

    В ближайшем будущем едва ли. При большом количестве разговоров на эту тему, по факту взрослые россияне, у которых есть дети, говорят о своем огромном желании оградить детей от влияния апологетов гомосексуализма. Они действительно опасаются, и этот не лишено оснований, что в результате такого влияния их дети могут стать гомосексуалистами.

    Очень болезненная тема - отношение родителей к собственным детям-гомосексуалистам.

    Есть две крайности. Первая, когда родители узнают о том, что ребенок гомосексуален, их реакция - отвержение, вплоть до изгнания из семьи. И это встречается часто! Или другая крайность - наоборот, поощрение (ура, ты не такой как все!). Важно понимать, что сексуальное влечение у подростков еще только формируется, в этот период оно неустойчиво. Поэтому, если Вы узнали о нетрадиционном влечении вашего ребенка, не паникуйте и ни в коем случае не отталкивайте его. Вполне может быть, что это лишь временное явление, которое можно скорректировать. Отведите ребенка к специалисту, который четко определит форму гомосексуальности и поможет Вам определить Вашу линию поведения в такой ситуации.

    Гомосексуализм и любовь

    Надо четко понимать разницу между половым влечением и любовью. В любом случае, ставить знак равенства между сексом и любовью - огромное заблуждение!

    Любовь - это более всеобъемлющее явление, и она проходит несколько стадий формирования в процессе становления личности: Детская - Платоническая -Сексуальная - Зрелая - Духовность. Проявившись в детстве как искреннее чувство к родителям, домашнему питомцу или игрушке, не имея сексуального подтекста, она движется по мере взросления личности к Духовности (любви к жизни во всех ее проявлениях, ко вселенной, к Богу). Но не все люди даже во взрослом возрасте достигают стадии зрелой любви. Более того, как раз большинство, к сожалению, не достигают. Для некоторых секс становится суррогатом любви, формой избегания душевной близости. Секс - это один из аспектов любви у взрослого и одна из стадий развития чувства у подростка - не более того. Зрелый человек способен выражать свое чувство за пределами постели. Очень часто паспортный возраст человека и психосексуальный возраст человека (уровень и качество чувства) не совпадают. И от этого большинство психологических, семейных и сексуальных проблем в нашем мире.

    В применении к гомосексуализму все это так же верно. Гомосексуалист, особенно если речь идет о ядерном, истинном гомосексуализме, так же взрослеет как личность, так же растет и созревает его способность любить и само качество этого чувства. И он точно так же, как гетеросексуально ориентированный человек, натурал, может «застопориться» на любой из стадий развития любви либо дойти до зрелой любви, открывающей огромные перспективы для духовного роста.

Клинический психолог центра Ember, ответит на вопросы родителей, касающиеся сексуальной ориентации подростков, в первую очередь тех, которые посвящены нетрадиционной сексуальной ориентации.

Ирина Юрьевна, скажите, пожалуйста, как человек становится геем или лесбиянкой? Есть ли какой-то набор стандартных причин?

Единого мнения по этому вопросу нет даже среди экспертов. Есть специалисты, которые полагают, что это врожденная особенность, выявлен так называемый ген гомосексуализма. Есть специалисты, которые считают, что это результат воспитания. Обычно под этим подразумевается «дурное» воспитание. Но в целом формирование сексуальной ориентации происходит на очень глубоких слоях психики в достаточно ранние периоды жизни, и потом это только развивается и усугубляется.

Можно ли сказать, что имеет место наследственность в данном вопросе?

Однозначных научных данных на эту тему нет. И даже более того, ни в одном исследовании не установлено, что дети, выросшие в семьях гомосексуалистов в тех странах, где это разрешено законом, демонстрировали гомосексуальную ориентацию чаще, чем другие дети.

А как можно определить, что ребенок является геем или лесбиянкой?

Человек это определяет сам для себя. Определить это снаружи невозможно, потому что за различным поведением человека могут стоять разные мотивы, не очевидные для окружающих. Человек может испытывать влечения и потребности, которые не выражаются во внешнем поведении. То есть изначально распознавание сексуальной ориентации происходит внутри ребенка.

Ирина Юрьевна, если какой-то родитель (папа или мама) узнал, что их ребенок гомосексуалист или лесбиянка — как вести себя в такой ситуации, что делать и куда обращаться?

В первую очередь не надо горячиться. Здесь очень важно быть осторожными и деликатными, потому что это тот момент, когда достаточно легко совершить лишние действия, последствия которых будет сложно исправить. Во-первых, если у родителей появились предположения, что сексуальная ориентация их ребенка отличается от общепринятой, то имеет смысл понаблюдать за ребенком некоторое время, за его интересами, о чем он общается и т.д. Имеет смысл в это время повысить свою информированность – проконсультироваться со специалистами или изучить специальную литературу. После этого, если сомнения не рассеиваются, имеет смысл аккуратно побеседовать с ребенком. Надо быть готовыми к тому, что ребенок не захочет пускать родителей в свою жизнь. Но в любом случае лучше разговоров с ребенком ничего не может быть, никакие запреты не могут изменить сексуальную ориентацию.

Скажите, а что стоит делать ребенку? Стоит ли детям обсуждать эту тему в семье, с друзьями? Ведь самый главный вопрос, который беспокоит ребенка – что обо мне подумают, если узнают о моих гомосексуальных желаниях?

Если ребенок или подросток распознал у себя гомосексуальные интересы или желания, то здесь первый совет такой же – не нужно ломать дрова. Потому что в сфере сексуальности, как и во многих других сферах жизни, существует лишний опыт, не надо стараться узнать все. Есть такое понятие — транзиторный подростковый гомосексуализм , который говорит о том, что многие подростки проходят через стадию интереса к своему полу. Этот интерес не обязательно должен получать подкрепление в реальной жизни. То есть если у ребенка есть интерес к сверстникам своего пола, это не значит, что он гомосексуалист. Истинный интерес к своему полу должен сформироваться задолго до полового созревания. И он должен превалировать над интересом к другому полу.

Давайте еще раз выделим, нужна ли специализированная помощь самим родителям таких детей? И какое поведение родителей может усугубить ситуацию в семье?

В любом аналогичном случае специализированная помощь психолога или психотерапевта нужна, потому что эта ситуация отличается от общепринятой, и сталкиваться с трудностями придется постоянно. Нельзя включать никаких острых, жестких запретов. Нельзя идти у подростка во всем на поводу. Главное, что надо делать родителям – это стараться сохранить со своим ребенком доверительные отношения. Мальчики-подростки находятся в более уязвимом положении, чем девочки, потому что мужские гомосексуальные отношения больше подвергаются осуждению в обществе, чем женские. Поэтому мальчики попадают в группу риска чаще, чем девочки. Лучшее, что могут сделать родители, это сохранять доверительные отношения и обратиться на семейную консультацию.

Очень часто приходит вопрос о том, можно ли исправить ориентацию подростка с помощью опытных психологов? И нужно ли вообще перевоспитывать ребенка?

Ориентацию просто так исправить нельзя. У подростков гомосексуальное поведение часто бывает обусловлено не гомосексуальной ориентацией, а реактивным поведением, протестная реакция. Таким образом они могут спорить с устройством семейных ценностей. Другой вопрос – насколько это адекватное поведение. Но, тем не менее, такая причина бывает чаще, чем истинная гомосексуальная ориентация.

Ирина Юрьевна, скажите, если родителями было принято решение показать своего ребенка , но сам ребенок не желает этого, как можно мотивировать ребенка?

Если семье никак не удается организовать совместную консультацию у специалиста, то бывает проще договориться с подростками, если вопрос немного перевернуть. То есть не мы пойдем, чтобы с тобой что-то сделали, чтобы тебе объяснили, что ты не такой, что ты неправильный. А поставить вопрос таким образом – может быть, мы в чем-то не правы, мы не понимаем, мы перегибаем палку, мы не видим своих ошибок? Многие подростки к такой постановке вопроса относятся гораздо лояльнее и приходят. Если не срабатывают никакие методы, то могут записаться на прием только взрослые. Но тогда это будет разговор о том, что могут в такой ситуации сделать родители. Что могут они поменять в себе, в своих установках, в своем поведении, чтобы разрешить проблемную ситуацию.

Истинные и ложные перверзии. Как известно, сексуальные перверзии — это стойкие патологические извращения полового влечения, касающиеся объекта его направленности (тот же пол, животные, дети) или способа его удовлетворения. К сексуальным девиациям относят отклонения от общепринятых форм полового поведения, не являющиеся патологическими. Перверзии принято разделять на истинные и ложные. К истинным относят случаи, где извращенный способ удовлетворения влечения является единственно приемлемым или наиболее предпочтительным. При ложных перверзиях извращенный способ используется только в определенных ситуациях, например, когда нормальное половое сношение неосуществимо. В более строгом смысле слова, истинные перверзии могут быть ограничены лишь теми случаями, где нормальная половая жизнь совершенно неприемлема и перверзный путь является единственно возможным для удовлетворения полового влечения. Таким образом, границы между истинными и ложными перверзиями определены неточно.

Транзиторные сексуальные девиации у подростков.
Эти отклонения в сексуальном поведении внешне могут выглядеть как перверзии, но всегда бывают не только ситуативно обусловленными, но и вообще преходящими — по миновании подросткового возраста и с началом нормальной половой жизни они исчезают.
С нашей точки зрения, эти девиации не следует относить не только к истинным, но даже к ложным перверзиям,- последние на протяжении жизни часто рецидивируют. Лишь в некоторых неблагоприятных случаях, становясь дурной привычкой, сексуальные девиации, начавшись в подростковом возрасте, могут сохраняться, наряду с нормальной половой жизнью, или возобновляться при ее вынужденном прерывании, т. е. переходить в ложные перверзии.
Сексуальные девиации в подростковом возрасте могут быть эпизодическим явлением, не требующим врачебного вмешательства. Они же, как и перверзии, могут быть одним из проявлений нарушения поведения при психопатиях или одним из симптомов в картине психического заболевания.
Синдром транзиторных ceкcyaльныx девиаций в подростковом возрасте следует диагностировать лишь тогда, когда эти девиации, с одной стороны, оказываются достаточно продолжительными, соответствующие поступки не случайными, а с другой стороны — среди нарушений поведения становятся преобладающими или вообще оказываются единственным отклонением. Чаще всего данный синдром наблюдается как одна из форм патохарактерологических реакций на фоне акцентуаций характера, а также при психопатиях.
Истинные перверзии довольно часто впервые также начинают проявляться в подростковом возрасте. Поэтому при обнаружении у подростка нарушений сексуального поведения нередко встает вопрос о дифференциальном диагнозе между транзиторной сексуальной девиацией и формирующейся перверзией. Дифференциально-диагностические критерии несколько отличны при разных видах девиаций.
О н а н и з м (м а с т у р б а ц и я) в подростковом возрасте издавна вызывал горячие споры о том, является ли это патологией или вполне допустимым в норме явлением. Еще в XVIII веке Тиссо писал, что онанизм обладает пагубным действием и способен вызвать множество тяжелых заболеваний до сифилиса мозга включительно. В ту же эпоху Дени Дидро рекомендовал его молодежи как способ против утраты душевного равновесия [Общая сексопатология…, 1977]. Религиозная христианская и особенно иудейская мораль преследовали онанизм как тяжкий грех, за который неизбежно последует расплата. В какой-то мере созвучными этой морали оказались господствующие до середины нашего столетия среди медиков суждения о вреде онанизма для подростков, о его «истощающем» на нервную систему действии, об угрозе импотенции. Эти идеи разделялись известными сексологами буквально до последнего времени [Порудоминский И. М., 1968 — цит. по «Общая сексопатология…», 1977] и наводняли популярную литературу, запугивавшую подростков.
Однако с 40-х годов все более начала распространяться иная точка зрения о том, что далеко не всякий онанизм у подростков является патологическим .
В настоящее время считается, что не менее 70 % подростков мужского и около 15-20 % женского пола в среднем и старшем подростковом возрасте регулярно занимаются онанизмом. Принято говорить о «мастурбации периода юношеской гиперсексуальности» [Общая сексопатология…, 1977; КОН И. С., 1979]. Ее связывают с тем, что при акселерации развития физическая, включая сексуальную, зрелость достигается значительно раньше, чем зрелость юридическая и социальная.
По имеющимся отечественным исследованиям [Общая сексопатология…, 1977], первые в жизни эякуляции у подростков лишь в 51 % случаев происходят во время поллюций, а в 45 % при мастурбации и лишь 4 % при первом половом сношении.

По американским данным [Кinsey А. С. et al., 1948 — цит. по «Общая сексопатология…», 1977], соотношения еще больше в сторону мастурбации (24 % — при поллюциях, 66 % — при мастурбации, 10 % — при — первых половых сношениях, в том числе перверзных). Начало мастурбации чаще всего падает на возраст 14 лет, обычно она продолжается до 18-19 лет при средней частоте 2-4 раза в неделю. С начала нормальной половой жизни (у мужчин чаще всего в 19 лет) онанизм быстро идет на убыль.
Важно отметить, что среди тех взрослых мужчин, у которых была диагностирована импотенция нейроэндокринной природы, в подростковом возрасте онанизм отмечен лишь в 27 % случаев.
[Общая сексопатология…, 1977].
Не следует также рассматривать как патологическое явление «групповой», «совместный», «подражательный» онанизм у подростков, встречающийся в младшем и среднем подростковом возрасте и тесно сопряженный с подростковой реакцией группирования. Однако взаимный онанизм может быть первым проявлением гомосексуальных склонностей.
Таким образом, онанизм у подростков в настоящее время не принято рассматривать как патологическое явление, если только он начинается не ранее, чем возможны эякуляции (чаще это 14 лет), не достигает чрезмерной интенсивности (по два и более раза в день), не сочетается с невротическими симптомами и не сопровождается депрессивной реакцией на невозможность от него избавиться.
П е т т и н г является формой удовлетворения полового влечения, промежуточной между онанизмом и настоящим половым сношением. Он заключается в соприкосновении гениталий и совместных фрикциях вплоть до оргазма. Подростки прибегают к петтингу, так как при этом не разрушается девственная плева у девушек и, по их представлению, этот способ абсолютно защищает от беременности. По мнению Р. Hertoft (1969 — цит.
по А. Е. Личко, 1977), петтинг практикуют до 30 % подростков старшего возраста.
Сам по себе петтинг не должен рассматривдться как патологическая сексуальная девиация, если он не сопряжен с другими сексуальными нарушениями.
Р а н н я я п о л о в а я ж и з н ь может быть расценена как патологическая сексуальная девиация, только если начинается до того, как наступило достаточное физическое развитие. Его признаками у юношей служат лобковое оволосение по мужскому типу, появление растительности на щеках, средней линии живота, установившийся мужской тембр голоса, замедление роста тела, т. е. 3-я пубертатная фаза. У юношей в наших широтах такое созревание чаще всего достигается к 16-17 годам.
у девочек подобная зрелость (регулярные месячные, возможность нормальной беременности, остановка роста или его резкое замедление) чаще наступает в 15-16 лет. Половая жизнь до юридического совершеннолетия (официальный брачный возраст в России — 18 лет, в некоторых союзных республиках — 16 лет), но при наличии достаточной физической зрелости может расцениваться как нежелательное явление с социальной точки зрения, но не как патологическая девиация.
Ранняя сексуальная жизнь часто встречается при гипертимной акцентуации. Этому способствует как рано пробуждающееся и сильное влечение, так и общительность, легкость установления контактов, отсутствие застенчивости. Первые связи гипертимных подростков обычно непродолжительны. Рано могут начинать половую жизнь и некоторые из эпилептоидов, которые предпочитают постоянного партнера. Неустойчивые подростки легко обогащаются сексуальным опытом в асоциальных компаниях, хотя само влечение у них не отличается силой.
П о д р о с т к о в ы й п р о м и с к у и т е т, т. е. частые половые сношения с непрерывной сменой партнеров, нередко сочетается с ранней алкоголизацией, особенно у девочек [Илешева Р. Г., 1978]. В состоянии алкогольного опьянения чаще наступает пассивная подчиняемость более старшим партнерам, в асоциальных компаниях срабатывает реакция имитации, реже имеет место действительное расторможение сексуального влечения (данные нашего сотрудника В. В. Егорова).
Как показали лонгитудинальные наблюдения, если с подросткового возраста, особенно у девочек, наблюдался промискуитет, то в дальнейшем, при повзрослении у многих может сохраняться потребность в постоянной смене сексуальных партнеров, обнаруживается неспособность удовлетвориться постоянной связью, что мешает созданию прочной семьи. Таким образом, промискуитет становится привычным, получает сходство с перверзией.
Транзиторный подростковый гомосексуализм особенно сильно проявляется в закрытых учебных заведениях, где сосредоточиваются подростки одного пола. У старших подростков он бывает вызван сильным влечением при отсутствии объектов противоположного пола, у младших — реакцией группирования, имитации — соблазном, подражанием, а иногда и понуждением со стороны более старших. От взаимного онанизма и поцелуев, оставляющих кровоподтеки на теле, переходят ко взаимному петтингу, сосанию половых органов, а мальчики ко введению полового члена в задний проход другого. У подростков мужского пола транзиторный гомосексуализм встречается чаще, чем у подростков женского пола.
Причиной транзиторного гомосексуализма является свойственная периоду становления полового влечения его малая дифференцированность. Половое возбуждение у мальчиков-подростков может вызываться самыми разнообразными раздражителями мышечным напряжением во время борьбы с товарищем, тряской при езде на транспорте, даже болью и страхом.

Транзиторный подростковый гомосексуализм чаще встречается среди эпилептоидов и шизоидов (активная форма), а также у лабильных и неустойчивых подростков (пассивная форма).
В отличие от истинной перверзии, при транзиторном подростковом гомосексуализме объект противоположного пола всегда остается более привлекательным. В присутствии представителей другого пола своего возраста, даже безо всякой половой близости с ними, гомосексуальные контакты прекращаются. Однако дифференциальный диагноз между гомосексуализмом как формирующейся перверзией и транзиторной девиацией в подростковом возрасте не всегда бывает легок, особенно когда о своей гомосексуальности говорит сам подросток и она вызывает у него страх неполноценности («гомосексуальная паника» американских авторов). Около 8-10 % подростков проходят этап гомосексуальной влюбленности [Исаев Д. Н. и др., 1979].
В то же время как истинный гомосексуализм, по данным многих авторов, встречается в 1-2 % случаев. При отсутствии у подростка сексуального опыта для распознавания формирующейся истинной перверзии можно опираться на следующие признаки. Влечение к противоположному полу, по словам подростка, не только отсутствует, но его представители как сексуальный объект действуют отталкивающим образом. Сновидения во время поллюций носят исключительно гомосексуальный характер. То же можно сказать об эротических фантазиях во время мастурбации.
Подросток начинает активно выискивать ситуации, где может увидеть обнаженными гениталии представителей своего пола (бани, общественные туалеты). Следует отметить, что мужеподобный склад девочек и женственность мальчиков вовсе не являются веским доводом в пользу гомосексуальной склонности — скорее это фон, на котором гомосексуальность может развиться. Отрицательное отношение к собственной гомосексуальности может иметь место и при истинной перверзии — Эго-дистонический гомосексуализм американских авторов .
Другие транзиторные сексуальные девиации в подростковом возрасте встречаются реже. К ним относятся подглядывания за обнаженными чужими гениталиями (вуайеризм), выставление напоказ собственных половых органов, чаще всего эрегированного полового члена (эксгибиционизм), манипуляции над половыми органами маленьких детей или животных, переодевание в одежду и особенно белье противоположного пола и др.
Обычно всем этим действиям сопутствует мастурбация или они завершаются ею. Но все это встречается как случайные эпизоды, обычно на высоте полового возбуждения, а не как стойкая склонность. Но если подобные действия повторяются раз за разом, и сопровождаются или завершаются подкрепляющим их оргазмом, то в силу условно-рефлекторного механизма может установиться стойкая привычка и транзиторная девиация превратиться в перверзию.
Эксгибиционизм, видимо, способен упрочиваться особенно легко. Предполагается, что в закреплении играет роль механизм импринтинга, т. е. моментальное и прочное запечатление первых раздражителей данного рода, падающих на предуготовленную почву.
Особенности сексуальных девиаций при разных типах акцентуаций характера. У гипертимных подростков чаще встречается ранняя сексуальная жизнь. При сенситивной и психастенической акцентуации может наблюдаться упорный онанизм и, главное, депрессивная реакция на него с угрызениями, самоукорами, клятвами, самонаказаниями и т. п. Сексуальная жизнь шизоида обычно остается глубокой тайной. Внешняя асексуальность и даже презрение к половым проблемам может сочетаться с упорным онанизмом и богатыми эротическими фантазиями или влечение может внезапно прорываться в грубой и перверзной форме часами сторожат, чтобы подглядеть чьи-то обнаженные гениталии, эксгибиционируют перед малышами, онанируют под чужими окнами, откуда их могут видеть, вступают в связь с первыми встречными, назначают свидания по телефону неизвестным лицам «на один раз» и т. п. Сильное влечение эпилептоидов толкает к сексуальной агрессии, понуждению к сожительству; у них же может обнаруживаться склонность к садизму и мазохизму.
Лабильные и истероидные подростки особенно любят предаваться эротическим фантазиям. Однако с началом половой жизни истероидные подростки могут часто менять партнеров вплоть до промискуитета, в то время как лабильные более привязчивы. При неустойчивой акцентуации чаще встречаются промискуитет и групповой секс (плюрализм), пассивная форма гомосексуальности.
Транзиторные сексуальные девиации и перверзии при психопатиях и психозах у подростков. При психопатиях могут встречаться как транзиторные девиации, так и перверзии — истинные и ложные, но их проявления обычно более грубы и разнообразны, чем при акцентуациях. При гипертимных психопатиях дело может не ограничиваться ранней половой жизнью, но обнаруживается склонность к промискуитету, к сексуальным оргиям с плюрализмом. Истероидные психопаты особенно тяготеют к сексуальному шантажу — оговорам, самооговорам. При эпилептоидной психопатии выступают садистские и мазохистские наклонности вплоть до попыток незавершенного самоповешения с целью вызвать оргазм. Шизоидная и психастеническая психопатии чаще сочетаются с истинным гомосексуализмом.
Для органических психопатий характерна грубая расторможенность влечения. Описаны приступы неистового онанизма с криком [Исаев Д. Н., Каган В. Е., 1979].
При психозах могут быть как стойкие перверзии, так и преходящие перверзные симптомы. Перверзии наиболее часто наблюдаются при психопатоподобной вялотекущей шизофрении, особенно при эпилептоидном синдроме, а также при психопатоподобных дебютах прогредиентной шизофрении и при психопатоподобных типах ремиссии. Кроме известных при психопатиях и акцентуациях характера перверзий, здесь встречаются особо изощренные способы удовлетворения влечения (например, онанирование во время истязания животных или детей, стремление сына принудить к сожительству мать или кого-либо из престарелых членов семьи).
При вялотекущей шизофрении имеют место моноперверзии, и они отличаются большой стойкостью. Для прогредиентной шизофрении более характерны полиморфные перверзные симптомы разного рода извращения, то сочетаются друг с другом, то сменяют одно другое. Особо тяжелые формы перверзных явлений встречаются при злокачественной юношеской шизофрении — некрофилия, влечение к убийству [Жданов Ю. П., 1980].
При шизоаффективном и маниакально-депрессивном психозе девиации обычно ограничиваются крайней гиперсексуальностью в гипоманиакальной фазе (интенсивный онанизм, ранние случайные связи, промискуитет), но при однополом составе непосредственного окружения и отсутствии контактов со сверстниками другого пола легко проявляется гомосексуальность в активной форме. Более стойкие перверзии могут сформироваться по мере психопатизации после частых фаз.

Краткое содержание: Воспитание детей. Предотвращение гомосексуальности. Руководство для родителей. Часть 1. Гендерное воспитание дошкольников. Гомосексуализм. Переодевание в женскую одежду. Воспитание сына. Роль отца в воспитании.

Гендерный конфликт

Примечание: гендер - психологический или социальный пол, в отличие от биологического пола. Гендер отражает представления человека о себе и связан с внешними проявлениями (полоролевым поведением - например, манерой одеваться, ходить, говорить).

В основе гомосексуальности лежит гендерный конфликт . У мальчика мы обычно обнаруживаем гендерную травму, восходящую к детству. Он начинает считать, что отличается от других детей.

Гендерная уязвимость обычно существует в форме невысказанного, потаенного страха, о котором родители и близкие мальчика могут только смутно подозревать. Такой страх сопровождает мальчика, сколько тот себя помнит. И эта инаковость порождает чувство неполноценности и изолирует его от других мужчин.

Большинство мужчин-геев вспоминали, что в детстве были физически не развиты, пассивны, одиноки (если не считать подруг), неагрессивны, равнодушны к силовым играм, сторонились других ребят, которые казались им угрожающими и притягательными. Многим из них были присущи черты, которые можно назвать одаренностью: они были смышлеными, не по годам развитыми, коммуникабельными и дружелюбными, артистичными.

Но такие мужчины с детства отличались сверхчувствительностью и мягкостью и просто не были уверены, что мужественность - часть того, "кто они есть". Некоторые авторы метко называют это состояние "гендерной пустотой". Гендерная пустота - результат комбинации врожденного темперамента и социального влияния, которое не отвечает специфическим потребностям такого ребенка. Эти мальчики, находящиеся в группе риска из-за своего темперамента, нуждаются в особом признании со стороны родителей и сверстников, для того чтобы у них сформировалась прочная мужская идентичность. Однако не получают его.

Из-за особенностей темперамента и семейного окружения позже подобный мальчик уклоняется от необходимости идентифицировать себя с отцом и мужественностью, которую тот олицетворяет. Таким образом, вместо того чтобы инкорпорировать чувство собственной мужественности, предгомосексуальный мальчик делает прямо противоположное - отвергает свою пробуждающуюся мужественность и занимает оборонительную позицию по отношению к ней. Однако позднее он будет влюбляться в то, чего ему недостает, будет искать это в других.

Определенные симптомы предгомосексуальности легко распознать, обычно эти признаки проявляются в жизни ребенка достаточно рано. Клиницистам рекомендуют учитывать следующие пять признаков при определении того, страдает ли ребенок этим нарушением:

1. Устойчивое желание принадлежать к другому полу или настойчивые утверждения, что он или она к нему принадлежит.

2. У мальчиков - склонность к переодеванию или имитации женских нарядов. У девочек - настойчивость в ношении только типично мужественной одежды.

3. Явное предпочтение кросс-половых ролей в ролевых играх или настойчивое представление себя в другом поле.

4. Интенсивное желание участвовать в играх и занятиях, свойственных противоположному полу.

5. Ярко выраженное предпочтение занятий, характерных для другого пола.

Формирование большинства признаков кросс-гендерного поведения происходит в дошкольном возрасте, между двумя и четырьмя годами. Переодевание, как показывают исследования доктора Ричарда Грина, являются одним из первых признаков.

Конечно, у большинства детей, переживающих гендерный конфликт, симптомы раннего гомосексуального развития могут быть менее заметными - нежелание играть с другими мальчиками, боязнь грубых и подвижных игр, застенчивость при переодевании в присутствии других мужчин (но не в присутствии женщин), дискомфорт при общении с отцом и недостаток привязанности к нему и, возможно, повышенная привязанность к матери.

Матери производят мальчиков, а отцы - мужчин

В младенчестве как мальчики, так и девочки эмоционально связаны с матерью. На языке психодинамической терапии мать - это первый объект любви. Она удовлетворяет все первостепенные потребности своих детей. Девочки продолжают развитие своей женской идентичности через взаимоотношения с матерью. Но перед мальчиками стоит дополнительная задача развития - перестать отождествлять себя с матерью и переориентироваться на отождествление с отцом.

В процессе обучения речи ("он" и "она", "ее" и "его") ребенок открывает для себя, что мир разделен на две естественные противоположности: мальчиков и девочек, мужчин и женщин. С этого момента маленький мальчик не только начинает замечать отличия, но и должен решить, каково его место в гендерно-полярном мире. Задача девочки легче, она изначально соединена с матерью, то есть ей не надо решать дополнительную задачу отделения от самого близкого человека на свете - от матери, - чтобы идентифицировать себя с отцом. У мальчиков все иначе: они должны отделиться от матери и культивировать отличия от своего первичного объекта любви, для того чтобы стать гетеросексуальным мужчиной.

По мнению психоаналитика Роберта Столлера, первый закон того, как быть мужчиной, состоит в том, чтобы не быть женщиной.

Однако свою функцию должен выполнять и отец мальчика. От него требуется отражать и поддерживать мужественность сына. Он может играть с сыном в контактные игры - игры, которые коренным образом отличаются от тех, в которые он играл бы с дочерью. Он может помочь сыну научиться бросать и ловить мяч. Может показать ему, как заколотить дыру в изгороди или брать сына с собой в душ, где мальчик без труда заметит, что у его папы такое же мужское тело, как и у него.

В результате сын лучше усвоит, что значит быть мужчиной. Он примет свое тело как выражение собственной мужественности. "Так устроены мальчики и мужчины, - будет рассуждать он. - И так устроен я. Я мальчик, значит, у меня есть пенис". Психологи называют этот процесс "инкорпорацией маскулинности" или "маскулинной интроекцией", и это существенная часть формирования гетеросексуальности.

Пенис - неотъемлемый символ мужественности, основное отличие мужчины от женщины. Это бесспорное анатомическое различие должно подчеркиваться в ходе терапии мальчиков. Как отметил Ричард Грин, женственный мальчик (которого он резко именует "девчонкой") воспринимает свой пенис как чуждый, таинственный объект. Если ему не удается "освоить" свой собственный пенис, став взрослым, он будет находить притягательными пенисы других мужчин.

У мальчика, который бессознательно принимает решение отстраниться от собственного мужского тела, может развиться гомосексуальная ориентация. Иногда его поведение будет подчеркнуто женственным, но чаще всего (как происходит с большинством предгомосексуальных мальчиков) - так называемым гендерно-неконформным. Это означает, что он будет в чем-то отличаться от других, у него не будет близких приятелей одного с ним пола на той стадии развития, когда остальные мальчики разрывают дружеские связи с девочками (6-11 лет), для того чтобы утвердиться в своей мужской идентичности. У такого мальчика обычно складываются прохладные или отчужденные отношения с отцом.

По самым разным причинам некоторые матери склонны продлевать зависимость своих сыновей. Материнская близость с сыном - это первая связь, она может легко перерасти в то, что психиатр Роберт Столлер называет "блаженный симбиоз". Мать может стремиться удержать сына в этих отношениях, становящихся нездоровой взаимной созависимостью, особенно если у нее отсутствуют полноценные близкие отношения с отцом мальчика. В подобных случаях она может обращать слишком много энергии на мальчика, используя его для восполнения своей потребности в любви и общении таким способом, который не сулит ему ничего хорошего.

Значимый, выдающийся (т.е. сильный и благосклонный) отец разрушает этот материнско-сыновний "блаженный симбиоз", который он инстинктивно воспринимает как нечто нездоровое. Если отец хочет, чтобы его сын вырос гетеросексуалом, он должен разрушить тесную связь матери и сына, которая приемлема в младенчестве, но позднее уже не в интересах мальчика. Таким образом, отец должен стать примером для подражания, показывая сыну, что возможно сохранить любящие отношения с женщиной, его мамой, и одновременно сохранить независимость. В этом смысле отец должен быть здоровым буфером между матерью и сыном.

Иногда мама может препятствовать отцовско-сыновней связи, удерживая мужа вдали от мальчика ("На улице слишком холодно для него", "Это может ему повредить", "Сегодня он будет помогать мне"), чтобы удовлетворить собственную потребность в мужском присутствии. Сын - это "безопасный мужчина", с которым она может позволить себе тесные эмоциональные отношения, не опасаясь тех конфликтов, которые могли бы возникнуть в отношениях с мужем. Она может слишком быстро бросаться на помощь сыну, защищая его от отца. Когда отец наказывает или игнорирует сына, она может прижимать к себе и утешать мальчика. Ее чрезмерное сочувствие лишает мальчика стимула предпринять столь важное отделение от матери.

Кроме того, преувеличенное материнское сочувствие благоприятствует развитию жалости к себе, которая часто свойственна как предгомосексуальным мальчикам, так и взрослым гомо-сексуалам. Избыточное материнское сострадание может воодушевить мальчика оставаться в изоляции от сверстников своего пола, если он обижен их насмешками или они его гонят.

Я обнаружил, что существует хороший тест на наличие душевной близости между отцом и сыном: к кому бежит мальчик, когда он счастлив, гордится чем-то, ищет ободрения или хочет поиграть? Если всегда к маме, то в отцовско-сыновних отношениях налицо проблема.

Мамы мальчиков с гендерными нарушениями могут проявлять гиперопеку, иногда на площадках для игр они даже вмешиваются в нормальную возню, активность и соперничество, столь распространенные среди маленьких мальчиков. В глазах других мальчиков сыновья таких опекающих мамаш становятся "маменькиными сыночками", а мальчишки склонны особенно притеснять таких.

"Сынок, пойдем отсюда, - говорит такая мама, - незачем водиться с такими грубиянами. Ты лучше, чем они". Действительно, многие взрослые гомосексуальные пациенты сообщали мне о самых благих намерениях утешить их именно таким образом.

Многие из нас, работающие со взрослыми гомосексуалами, обнаружили, что в юности эти мужчины не любили грубую возню с другими мальчиками и чаще всего избегали их компании. Они предпочитали компанию маленьких девочек, которые были мягче и общительнее, так же, как и они сами. Но позже, в среднем подростковом возрасте, эти гендерно не определившиеся мальчики внезапно меняют объект внимания: к тому времени в их глазах другие мальчики становятся гораздо более важными - и даже притягательными и таинственными, - чем девочки, которые вызывают безразличие.

С их гетеросексуальными одноклассниками происходит прямо противоположный процесс: утверждаясь в своей мужской половой идентичности, нормально развивающиеся мальчики презрительно отвергают компанию маленьких девочек. Примерно с 6 до 11 лет дети, особенно мальчики, закрывают свои ряды для лиц противоположного пола. "Ненавижу девчонок, - говорят мальчики, - они глупые. В нашей компании они не нужны". "Мальчишки такие отвратительные", - утверждают девочки. Такие дети на время становятся очень ригидными и стереотипными в своей половой роли. Мысль о том, чтобы девочка присоединилась к мальчишеской скаутской группе, кажется оскорбительной. Мальчишеский девиз гласит: "Вход девчонкам воспрещен". Это не сексизм, а часть здорового и нормального процесса половой идентификации. Просто здоровые мальчики и девочки утверждают свою половую идентичность, и для того чтобы это сделать, им необходимо окружить себя близкими друзьями одного с ними пола. Таким образом они прочно устанавливают свое вновь приобретенное чувство "мальчиковости" или "девочковости". Это важное предварительное условие последующего контакта с противоположным полом в подростковом возрасте.

В течение этого значимого периода развития противоположный пол становится загадочным, что закладывает основание для будущего эротического и романтического влечения к нему. (Нас романтически притягивает тот, кто "не похож на меня".) Поэтому период подчеркнутого ассоциирования со своим полом - необходимая фаза в процессе углубления и прояснения нашей нормальной половой идентичности.

Как говорит Ричард Уайлер, изоляция от своего пола - это корень гомосексуальности.

Затем, к подростковому возрасту, картина меняется. Нормально развивающийся мальчик начинает интересоваться девочками. Теперь они уже не столь безразличны - внезапно они оказываются значительно более интересными, непонятными и даже романтически загадочными.

Причем это касается не только выбора будущей профессии и жизненных целей, но и осознания своей сексуальной ориентации.

Мы с подругой давно не виделись и, наконец-то, встретились в кафе. Поговорили о том о сем, а потом перешли на детей. Ее дочь и мой сын - ровесники, обоим по 15 лет. Я стала рассказывать про подружку сына, с которой мой парень уже целый год встречается. Слушая меня, подруга на глазах мрачнела.

Наконец, рассказала мне под большим секретом, как однажды, придя с работы раньше обычного, она застала свою дочь в постели с одноклассницей. Обе были без одежды и лежали, обнявшись. Ошарашенная мать устроила скандал.

Дочь молчала, как партизан, а после этой истории с матерью перестала разговаривать вовсе. Подруга всплакнула: «За что мне это? Вырастила лесбиянку!». Потом стала сетовать, что жизнь кончена и у нее никогда не будет внуков. Я успокаивала, как могла: «Да брось ты, все это возрастное. Наиграется твоя девчонка и будет, как все».

Эге, гей!

Долгое время ученые спорили по поводу гомосексуализма, решая, что это: норма или аномалия. Например, З. Фрейд считал тягу к своему полу неврозом. А в СССР этот «грех» и вовсе приравнивался к преступлению. Однако с 1974 года мировая медицинская общественность признала гомосексуальность естественным явлением. А с 1999 года и в России ее перестали считать болезнью. Сейчас в некоторых странах официально разрешены однополые браки, а отношение к гомосексуализму стало более лояльным. Но легко быть толерантным, если дело касается кого-то другого, а не твоего собственного ребенка.

По мнению психологов и сексологов, абсолютно все дети экспериментируют во время полового развития, при этом в партнеры они могут выбирать как мальчиков, так и девочек. Сверстники своего пола обычно более доступны, они легче идут на контакты. Поэтому, увидев двух девушек, слившихся в страстном поцелуе, не стоит делать поспешных выводов: скорее всего, подружки просто тренируются в умении целоваться или просто подражают известным персонам шоу-бизнеса.

По статистике, в Америке каждая 12‑я женщина имела гомосексуальный опыт. Однако лесбиянками большинство из них не стали. В России подобной статистики нет, но вряд ли она принципиально отличается от американской.

Среди юношей-подростков тоже могут происходить гомосексуальные контакты. Это явление носит название временного, или транзиторного (переходного) гомосексуализма. Особенно сильно оно проявляется в закрытых учебных заведениях, вроде военных училищ. Но чаще подростки не заходят так далеко, а ограничиваются лишь эротическими фантазиями, которые могут быть окрашены и в «голубые» тона.

И если в мыслях подросток представляет себе близость с человеком своего пола, это еще не значит, что он гей. У большинства молодых людей со временем природа возьмет свое, и они выберут себе в партнеры людей противоположного пола.

В отличие от транзиторного, при истинном гомосексуализме полностью отсутствует эротическое влечение к лицам другого пола. Истинных гомосексуалистов среди подростков, переживавших платоническую (или не совсем невинную) влюбленность в человека своего пола - единицы (всего 2% среди женщин и 4% - среди мужчин).

Нас не найдут. Нас не изменят

Среди специалистов долгое время не было единодушия в определении причин, приводящих человека к выбору нетрадиционной сексуальной ориентации. Одни исследователи считают определяющим фактор генетический (итальянские ученые высказали предположение, что «ген гомосексуализма» может передаваться по материнской линии). Другие «винят» биологию (например, гормональный сбой в период внутриутробного развития). Третьи называют эндокринные причины (избыточную или недостаточную выработку половых гормонов). Многие основным фактором считают влияние среды, в которой развивается ребенок.

Немалую роль отводят и воспитанию. Бытовала теория, что гомосексуалисты чаще появляются в неблагополучных или неполных семьях. Также считалось, что развитие у юношей «голубых» наклонностей связано с воспитанием в семьях с чрезмерно ласковой и опекающей матерью и безразличным отцом или, наоборот, с авторитарной матерью и отцом-тряпкой.

Но впоследствии оказалось, что гомосексуалисты одинаково часто рождаются как в благополучных, так и в неблагополучных семьях. И темпераменты, и характеры родителей, и даже их отношение к детям в этом плане тоже большой роли не играют. Как и особенности личности самих детей, такие как недостаточная мужественность мальчиков и недостаточная женственность девочек. Девчонки-сорвиголовы, вырастая, не реже, чем «хорошие девочки», заводят мужей и детей. А из слабохарактерных и изнеженных маменькиных сынков впоследствии чаще получаются подкаблучники или, наоборот, домашние тираны, а вовсе не геи.

Другое дело, если родители сознательно пытаются вырастить из девочки подобие мальчишки и наоборот. Так, увы, бывает, когда рождается ребенок не того пола, который «заказывали». Тогда мама, так и не дождавшаяся дочки, начинает наряжать сына в платья и банты, а папа, мечтавший о наследнике, не позволяет дочке играть в куклы и носить юбки, а покупает ей только мальчиковую одежду и учит разбираться в технике.

По-видимому, более значимым для формирования гомосексуальной ориентации является факт совращения ребенка в детском возрасте человеком его пола. Но говорить об одной какой-то ведущей причине гомосексуальности специалисты не берутся. По мнению Американской академии педиатрии, сексуальная ориентация определяется не каким-либо единственным фактором, а непостижимой комбинацией генетических, гормональных и средовых влияний. При этом она, как правило, устанавливается в раннем детстве, а вовсе не в подростковый период. Однако осознание своей «инаковости» приходит позже. По данным наблюдений, юноши осознают себя геями в 14-16 лет, а девушки - в 18 лет.

Ситуация help. Ситуация SOS

Для самого гомосексуалиста факт осознания своей нетрадиционной ориентации редко переживается как трагедия. Проблема возникает, когда об этом узнают окружающие. Подростки часто сталкиваются с оскорблениями и насилием. У них появляются мысли о самоубийстве. Нередки злоупотребления наркотиками. Исследования показывают, что только родительская поддержка помогает избежать этих опасных последствий.

Мамы и папы на это неожиданное известие могут реагировать по-разному. Одни устраивают скандалы и применяют наказания (в том числе физические), чтобы выбить из ребенка «дурь». Другие уговаривают лечиться, воспринимая гомосексуализм как болезнь.

Третьи игнорируют опасную тему, надеясь, что проблема исчезнет сама собой со временем. А некоторые даже отказываются от своих детей, выгоняют их из дома.

Все эти меры жестоки и бессмысленны. «Вылечиться» от гомосексуализма невозможно. Раньше предлагались такие методы лечения, как кастрация, электрошок, гормонотерапия, аверсивная терапия (с вызыванием тошноты, рвоты при показе «голубых» и «розовых» картинок)…

Были даже попытки хирургических вмешательств - разрушались области головного мозга в месте предполагаемых сексуальных центров.

Сегодня используется репаративная психотерапия, которая заключается в осознании «больным» своего истинного пола, но и этот метод редко приносит положительный эффект, зато впоследствии приводит к серьезным проблемам с психикой.

Поэтому, если уж так вышло, что ребенок выбрал для себя нетрадиционную ориентацию, лучше всего принять это как данность. Конечно, смириться с тем, что твой ребенок - не такой, как все, трудно. Но это лучше, чем потерять его вовсе.



Рассказать друзьям