» — кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть. «Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!» — кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть Достижения ребенка в 3 года

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ваш малыш достиг возраста трех лет,и Вы с гордостью можете похвастаться тем, что он повзрослел, поумнел, с ним можно договориться, узнать: что у него болит, что он хочет и т.д. Казалось бы, теперь нужно только радоваться и надеяться, что трудностей в воспитании станет значительно меньше! К сожалению, не все так все просто, как кажется. Дело в том, многие детки в этом возрасте испытывают кризис трех лет, который проявляется регулярными капризами, недовольствами, беспричинными истериками. Чтобы морально быть готовыми к этому сложному периоду, анализировать развитие своего малыша, рекомендую ознакомиться с возрастными особенностями детей 3 лет.

Ниже я подробно изложила статистические сведения о том, что должен знать и уметь Ваш ребенок после 3 лет.

Физическое развитие малыша 3 лет

Малыши 3 лет могут делать следующие физические упражнения:

  • ходить на пальчиках
  • бегать
  • спрыгивать с бордюра, с лестничной ступеньки и с другой небольшой высоты
  • прыгать
  • лазить по лестнице
  • съезжать с детской горки
  • ловить мяч
  • ездить на трехколесном велосипеде
  • перепрыгивать через линию, нарисованную на полу
  • преодолевать невысокие препятствия.

Нервно-психические особенности детей 3 лет

Малыш такого возраста:

  • умеет говорить словосочетания или несложные предложения, включая прилагательные и наречия
  • с огромным интересом рассматривает картинки или фотографии, указывает пальчиком на знакомые лица, предметы и называет их.
  • играет в ролевые игры, к примеру: в дочки-матери, в больничку, в магазин и т.д.
  • рисует карандашом, маркером или фломастером, изображая на листе бумаги элементарные фигурки, закорючки, черточки и т.д.
  • лепит из пластилина простые фигурки в виде колбаски, шарика, грибочка…
  • лепит из песка пасочки, домики…
  • красит пальчиковыми красками
  • крутит диск телефона
  • открывает коробки, ящики, сумки, крышки
  • многие вещи может одеть самостоятельно, а некоторые с помощью взрослого. В трехлетнем возрасте малыш способен расстегнуть и застегнуть пуговицы
  • самостоятельно пользуется носовым платком, мылом, расческой, салфеткой, зубной щеткой и другими средствами личной гигиены.
  • играя мозаикой, может выложить красивую картинку, а играя конструктором, может построить домик, замок, гараж или другое сооружение.
  • проявляет самостоятельность, строит планы о том, что собирается сделать, причем во многих случаях не сообщая об этом взрослым
  • любит быть в центре внимания, нравится другим
  • слушает чтение сказок, небольших рассказов, с большим интересом вникая в сюжет
  • различает: что такое хорошо и что такое плохо (если родители ему об этом рассказывают)
  • любит играть с другими детками, прекрасно чувствует себя в коллективе. Хотя некоторым малышам больше нравится играть самостоятельно, а присутствие рядом других деток воспринимается как источник отрицательных эмоций.Таким карапузам будет проблематично привыкать к детскому саду, поэтому родителям нужно приучать малыша к общению с другими людьми, детками. Возможно, придется прибегнуть к помощи психолога.

Распорядок дня

Чтобы трехлетний малыш нормально развивался, рекомендую придерживаться правильного распорядка дня:

  • ночной сон малыша должен длиться около 11 часов, а начинаться с 21.00 часов.
  • дневной сон – примерно 1,5 часа

Если малыш отказывается от дневного сна, все же старайтесь его уговорить, проявите настойчивость или прибегните к различным хитростям. К примеру, мы немного полежим, а спать не будем или давай ты полежишь, а я тебе прочту твою любимую сказку. Помните, что систематическое недосыпание чревато повышенной капризностью ребенка в конце дня, его раздражительностью и усталостью.

Следует отметить еще одни возрастные особенности детей 3 лет – это то, что они излишне эмоциональны, а их настроение может меняться десятки раз в день. Что можно посоветовать родителям? Конечно, набраться терпения и спокойствия, научиться переключать капризулю с одного эмоционального состояния на другое, спокойно разговаривая с ним, целуя, поглаживая, покачивая, а иногда и подбрасывая его. Благодаря этому малыш отвлечется, успокоится, улыбнется или рассмеется.

Занятия с ребенком

Обучаем и развиваем ребенка 2-3 лет, обеспечив ему прекрасную атмосферу:

  • комфортность — в помещении не должно быть ни жарко, ни холодно, ни шумно …
  • карапуз должен быть сыт
  • малыш должен чувствовать себя хорошо (например: у него ничего не должно болеть)

Занятия должны проходить кратковременно, в форме игры. Помните, что в трехлетнем возрасте карапуз обучается только тому, что ему интересно и воспринимает информацию только от того человека, которому доверяет. Карапуз старается подражать близкому человеку, перенимая его привычки, слова и действия, причем и хорошие, и плохие, и правильные, и неправильные. Этот факт вы должны обязательно учитывать и контролировать себя.

Немаловажной особенностью интеллектуального развития является то, что внимание, мышление и память у трехлетнего малыша работает непроизвольно, поэтому он даже играя в песочнице, как губка впитывает информацию.Будьте внимательны и терпеливы к своему чаду, занимайтесь с ним в непроизвольной форме, развивайте его способности и тогда в дальнейшем малышу будет легче постигать дошкольную и школьную программу.

Как происходит развитие ребенка в 3 года? Родители наблюдают много внешних изменений в трехлетнем малыше. Но также заметны трансформации в психическом, эмоциональном, интеллектуальном, речевом развитии. Как помочь ребенку прожить кризисный период жизни?

Трехлетний малыш - мастер на все руки. Он умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, пить и есть, мыть руки с мылом и вытирать их полотенцем. Умело строит башню из кубиков, складывает мозаику, копает лопаткой песок, может рисовать круги, линии и примитивного человечка, распознает геометрические фигуры, цвета, названия животных, транспорта и еще делает много других полезных и важных дел в жизни. Кроме того, трехлетка умеет мастерски капризничать и даже закатывать истерики. Почему так происходит?

Общее физическое развитие ребенка 3 лет

Какими двигательными навыками овладевает трехлетний малыш? Как развивается его организм?

  • Крупная и мелкая моторика. В 3 года ребенок уверенно бегает, прыгает, стоит на одной ноге, изменяет направление движения, с легкостью преодолевает препятствия, ездит на трехколесном велосипеде, ловит мяч, поднимается и спускается по ступеням без опоры. Также ловкими становятся руки: малыш способен самостоятельно расстегнуть пуговицы, снять обувь на липучках, уверенно орудует ложкой, аккуратно пьет из чашки, держит карандаш указательным и большим пальцем, мастерски разворачивает конфеты.
  • Мозг и нервная система. Количество нервных клеток и связей между ними увеличивается, но нервная система еще незрелая. Совершенствуется мозговая деятельность. Мозг также увеличивается в объеме. У трехлетнего малыша начинает симметрично развиваться правое и левое полушария, а также связи между ними. Правое полушарие отвечает за пространственно-зрительные восприятия, двигательную активность, эмоции, чувства, воображение, творческое мышление. Левое связано с логикой, аналитическим, рациональным мышлением, речью, способностью осваивать письмо и чтение. Некоторые исследователи считают, что у девочки в 3 года быстрее развивается левое полушарие, поэтому она может раньше начать говорить. А у мальчика в этом возрасте может быть более развито правое полушарие - он лучше ориентируется в пространстве, быстрее двигается.
  • Пропорции тела. Какие изменения в теле можно наблюдать? Голова уже не кажется слишком большой, потому что увеличиваются другие части тела. Шея удлиняется, плечи становятся шире, живот по-прежнему выдается вперед, лопатки выпуклые. Ноги и руки малыша заметно вытягиваются, его фигура становится пропорциональнее. Важная особенность этого возраста - формирование естественных изгибов позвоночника.
  • Рост. Показатели роста ребенка в 3 года во многом зависят от наследственности, качества питания, условий среды, пола. Средний рост мальчиков этого возраста: от 92 до 100 см. Средний рост девочек этого возраста: от 90 до 98 см.
  • Вес. Жировой ткани у трехлетних малышей становится меньше, ее замещает мышечная ткань, причем у мальчиков ее больше. Прибавка в весе стабильна, но она уже не столь интенсивна, как на первом и втором году жизни. Средний вес мальчиков этого возраста: от 14 до 16 кг. Средний вес девочек этого возраста: от 13,5 до 15,5 кг.
  • Сон. Общая норма сна - 12 часов. Хорошо, если на ночной сон отводится 10 часов, а на дневной - 2. Бывает, что в 3 года дети перестают спать днем, тогда нужно увеличивать ночную норму. Недосыпание в этом возрасте негативно сказывается на общем развитии малыша, в первую очередь - на нервной системе.

В развитии трехлетнего ребенка большую роль играет среда, образование и воспитание, нежели наследственность. Поэтому первостепенная педагогическая задача родителей - создавать благоприятные условия для формирования полноценной и здоровой личности. Три года - кризисный возраст, с капризами и негативизмом. Это сложный период в жизни малыша и его родителей. Важно осознавать: в большинстве случаев поведение малыша зависит от установок и эмоционального состояния взрослых.

Психоэмоциональное и интеллектуальное развитие

Как развивать ребенка в 3 года? Достаточно ли ему тех навыков и умений, которые он получает в повседневной жизни во время общения и игры? Или требуются какие-то дополнительные занятия по методикам раннего развития?

Школы раннего развития: краткий обзор методик

  • Методика Зайцева. Главная цель - обучение раннему чтению, чистоте речи, грамотному владению родным языком. Разработал систему педагог Н.А. Зайцев. По его мнению, единицей построения языка является слог. Самое известное методическое пособие - «кубики Зайцева». На их гранях написаны слоги, из которых дети учатся складывать слова. Методику можно применять уже с 2 лет. Также Н.А. Зайцев разработал методику обучения грамматике русского, украинского, английского языков и математике.
  • Методика Глена Домана. Система раннего обучения чтению разработана американским врачом-физиологом. Методика состоит в том, чтобы научить малыша воспринимать слова не по слогам, а в целостности. Достаточно ребенку несколько раз посмотреть на написанное слово, чтобы его запомнить и потом узнавать в тексте. Эту методику можно применять с первого года жизни. Нужно писать слова крупными буквами на отдельных карточках и показывать их ребенку. Также можно подписывать названия предметов, которые окружают малыша в повседневной жизни, затем менять карточки.
  • Вальдорфская педагогика. Разработана в начале ХХ века немцем-философом Рудольфом Штайнером. Какие особенности этой системы воспитания? Уделяется внимание развитию творческих способностей, эстетического, художественного вкуса, самостоятельных навыков. И никакого раннего чтения, математики, иностранных языков! Задача системы - подарить и продлить настоящее детство. В вальдорфских школах нет новомодных развивающих игрушек, методических пособий. Здесь принято делать игрушки своими руками из подручных материалов, ткани, глины, дерева. Внешняя простота системы помогает ребенку опираться не на прелести цивилизации, а на свои способности, природные возможности. Также здесь принято заботиться о животных, в садах и школах обязательно есть живой уголок.
  • Методика Монтессори. Мария Монтессори - итальянский педагог и врач - основала известную во всем мире педагогическую систему. Какие особенности этой авторской методики? Главная задача - поддержать инициативу ребенка, дать ему возможность выполнять задачи самостоятельно, идти от простого к сложному, постепенно осваивать новые навыки. Взрослые в этой ситуации - всего лишь наблюдатели, которые готовы поддержать, но помогают только по просьбе малыша. В школах Монтессори идет активная социальная адаптация. Здесь принято, чтобы в одной группе были собраны дети разного возраста, и младшие учились у старших, а не у взрослых. Детям не навязывают игру и обучение. В школе много игровых методик, которые дети выбирают по своему желанию и способностям.
  • Методика Никитиных. Авторская методика супругов Елены и Бориса Никитина, воспитывающих своих детей по специальной программе, которая отличалась от принятых в Советском Союзе педагогических принципов. Никитины большое внимание уделяли физическому, интеллектуальному развитию детей. Педагоги считали, что нужно избегать двух крайностей в воспитании: чрезмерной опеки и неограниченной свободы. До сих пор используются развивающие игры, разработанные Никитиными. Отношение к этой методике неоднозначное. Некоторые психологи считают, что у Никитиных был слишком суровый подход к детям, которые росли в спартанских условиях. Их детям потом было сложно адаптироваться в социуме, поскольку они воспитывались в замкнутой среде.

Плюсы раннего развития

  • У малыша появляется возможность общаться с ровесниками и «чужими» взрослыми.
  • Дети гораздо быстрее усваивают информацию в учебно-игровой среде именно в группе, а не в домашней атмосфере.
  • Хорошая физическая подготовка и возможность поиграть в новые подвижные игры.
  • Разнообразие развивающих игр и игрушек, книг, методических пособий.
  • Смена обстановки.
  • Развитие творческого потенциала: пение, танцы, рисование, лепка.
  • Формирование навыков самостоятельности.

На что обратить внимание?

  • Развивать малыша желательно по какой-то одной методике и не слишком перегружать его информацией.
  • Важно выбрать не саму методику, а педагога, который ее преподносит.
  • Престижность и популярность методики еще не означает, что она подходит для конкретного ребенка.
  • В группе легко подхватить ОРВИ, грипп или летучую вирусную инфекцию, ребенок может часто болеть (хотя это неминуемый этап).
  • Лучше выбирать школу, которая находится близко от дома.

Подвижные игры

Развитие ребенка 3 лет невозможно представить без двигательной активности. Подвижные игры в этом возрасте должны быть понятными, с каким-то незатейливым сюжетом, перевоплощением в животных, птиц, сказочных героев. Подвижные игры дают не только хорошую физическую подготовку, но также учат ребенка логически мыслить, анализировать ситуации, фантазировать. Командный дух в этом возрасте дети еще не осознают, но уже способны взаимодействовать со сверстниками. Для организации подвижных игр можно использовать спортинвентарь: мячи, скакалки, обручи, кегли, веревки, шесты и т.д. Активные игры можно проводить в помещении и на свежем воздухе.

Развивающие игры и игрушки

Чем занять ребенка в 3 года и в то же время развивать его память, внимание, воображение, логику, творческие способности? Для этого существуют развивающие игры и игрушки. К ним относятся пазлы, мозаика, раскраски, кубики, конструкторы, лото, рамки-вкладыши, матрешки, составные картинки. В этом возрасте ребенок способен различать и называть цвета, геометрические формы, распознавать различные признаки предметов, классифицировать их. Какие игрушки интересны малышам этого возраста? Все виды транспорта, мягкие игрушки, куклы, посуда, музыкальные игрушки, инвентарь для воды и песка. Также нравятся динамические игрушки, в которых отдельные части могут вращаться, выниматься, переставляться. Не обойтись в этом возрасте без красок, карандашей, пластилина, массы для лепки.

Сюжетно-ролевые игры

Основная цель сюжетно-ролевых игр - приобщать малыша к социальным ролям и адаптации вне семьи, моделировать различные жизненные ситуации, развивать коммуникативные навыки, знакомить с профессиями. Самостоятельно в сюжетно-ролевые игры в этом возрасте дети не умеют играть, им пока помогают взрослые. Какие игры самые любимые? «Дочки-матери», «Магазин», «Лечение у врача», «Семья», «Прогулка», «Приглашение на день рождения», «Зоопарк», «Строительство дома», «Сад-огород», «Поездка на транспорте» и многие другие. Часто такие игры возникают спонтанно.

Развитие речи

Общение со сверстниками

У малышей этого возраста проявляется живой интерес к сверстникам. Дети могут играть в совместные подвижные, сюжетно-ролевые игры. Но самостоятельно организовывать игру пока не умеют. Некоторые дети могут наблюдать за другими детьми, но сами будут стоять в стороне. В этом возрасте малыш уже способен выделить кого-то из группы, проявить симпатию, сочувствие. Но также нередко проявляет агрессию, особенно если игра идет против его правил или кто-то забрал игрушку. Детям этого возраста полезно находиться в группе. Это первые шаги к социальной адаптации. Если же ребенок боится общаться со сверстниками, не стоит насильно тянуть его к детям. Можно занять позицию наблюдателей и комментировать ребенку действия других детей.

Кризис 3 лет

Психологический кризис 3 лет проходит под громким девизом: «Я хочу! Я сам!». В поэтическом варианте это звучит примерно так: «О, дайте, дайте мне свободу!».

  • Протест, негативизм и желание быть самостоятельным. Малыш требует свободы, но не знает, что с ней делать. Единственный способ заявить о себе как личности - выразить протест. Картина мира расширяется, эмоции и чувства захлестывают, но контролировать, осознавать и интегрировать свои состояния ребенок пока не способен. Психологи обращают внимание: важно прожить кризис, не подавляя свободы, но в то же время четко расставлять родительские личностные границы. Иначе, как в простонародье говорят, дитя сядет на голову.
  • Отзеркаливание эмоций взрослых. Дети подключаются к чувствам взрослого и общей эмоциональной атмосфере в семье. Причины неадекватного поведения малыша часто лежат во внутрисемейных отношениях. Самая крепкая эмоциональная связь в этом возрасте у ребенка с мамой. Если женщина в депрессии, подавлена, не способна выражать любые эмоции, то ребенок будет пытаться выводить ее из себя, чтобы «оживить», встряхнуть, проявить хотя бы негатив. Конечно, ребенок провоцирует мать неосознанно.
  • Агрессия. Агрессия - естественная биологическая реакция нашей психики. Нельзя ее подавлять и отрицать, также не рекомендуется отвечать агрессией на агрессию. В этом возрасте малышу еще трудно осознавать собственные эмоции, но приучать его к этому процессу нужно. Многие родители спрашивают: стоит ли давать сдачу, если кто-то обижает и толкает на детской площадке? Психологи рекомендуют учить малыша давать «вербальную сдачу»: то есть озвучивать свое возмущение, говорить о неприятии агрессии. Но в большинстве случаев тактика поведения зависит от родительского мнения, которое далеко не всегда совпадает с точкой зрения психолога. Особенно это касается воспитания мальчика: «бей в ответ, мужик ты или нет?».
  • Истерики. В трехлетнем возрасте истерики - нормальное явление, нужно быть к ним готовыми морально. В кризисный период истерики могут случаться 2 раза в неделю. Но они не должны повторяться слишком часто и входить в привычку. Что делать, если малыш закатывает истерики каждый день несколько раз на протяжении длительного времени? Во-первых, нужно пересмотреть методы воспитания. Они обязательно должны быть согласованы с бабушками и дедушками, чтобы не было разногласий. Во-вторых, проконсультироваться с невропатологом и психологом.
  • Проявление темперамента. В трехлетнем возрасте уже явно прослеживается тип нервной системы. Истерик не бывает разве что у невозмутимых и спокойных детей-флегматиков. Холерики заводятся вполоборота. Сангвиники отходчивы, с ними легче договориться. Меланхолики страдают молча и долго, тихо льют слезы и накапливают обиду. Важно находить подход к каждому типу темперамента. Не все методы одинаково хороши.
  • Перевозбудимость нервной системы. В кризисный период важно придерживаться режима дня: полноценный сон, рациональное питание, обязательные прогулки на свежем воздухе. Активные, подвижные игры должны быть в первой половине дня. Перед сном можно читать книги, слушать спокойную музыку, петь ребенку колыбельные. Необходимо предпринимать все меры, чтобы успокаивать нервную систему, а не перегружать ее. Также стоит задаться вопросами: какие мультфильмы смотрит малыш, какие взрослые и дети его окружают, в какие игры он играет?

Что делать с капризами и истериками

Важно, в каком состоянии пребывает мама, когда у малыша истерика. Нужно останавливать неадекватные действия ребенка с твердостью, но также с любовью и пониманием состояния малыша. Его нервная система еще не имеет «предохранителей», структура нервных клеток инертна и пока не тормозит истерику.

  • Требовательность и запреты. Важно с раннего детства формировать запреты, которые касаются здоровья, безопасности жизни. Также малыш должен уже осознавать ценность некоторых предметов, элементарные этические нормы поведения. Но требовательность должна соответствовать возрасту, а запретов не должно быть слишком много. Все время запрещать - значит забирать у малыша его любознательность, инициативу, стремление к познанию. Также важно, чтобы запреты были последовательными.
  • Сдерживание гнева и сопротивления малыша. Эта стратегия не заключается в том, чтобы прямо говорить: «Замолчи! Закрой рот!» и т.п. Прямое подавление гнева может привести к самоагрессии и чувству вины. Сдерживание негативных эмоций ребенка заключается в умении переключить малыша на позитивные эмоции, конструктивный диалог. Важно при этом оставаться уравновешенным и спокойным, не повышать тон, не кричать, то есть не зеркалить его.

В этой статье:

В три года и три месяца развитие ребенка позволяет ему освоить езду на трехколесном велосипеде без помощи взрослых. Кроме того, в этом возрасте дети самостоятельно умеют кататься на качелях, скатываться на санках с небольших горок. Они проявляют огромный интерес к сверстникам, с удовольствием меняются игрушками, играют в совместные игры.

Малышам в три года и три месяца все еще сложно выполнять несколько действий одновременно. При этом детей отличает смелость и даже отчаянность: практически все трехлетки не боятся воды, высоты, с удовольствием идут на риск, если чувствуют поддержку взрослого. Трехлетние малыши очень энергичны, они много бегают, танцуют, прыгают, с удовольствием играют с мячом.

Особенности познавательного развития трехлетки

В три года и три месяца малыш знает несколько основных цветов, а также пытается определить некоторые из оттенков. Если попросить кроху найти на картинке тот или иной цвет, он это с энтузиазмом сделает.

Малыши в три года и три месяца демонстрируют активное познавательное развитие. Они играют с игрушками-вкладышами, вкладывая меньшие в большие,
забавляются с пирамидкой, собирая ее в нужном порядке - по цветам колец или по размеру.

В этом возрасте развитие ребенка можно ускорить, подбирая для него игры на основе плоских геометрических фигур, например трапеции, круга, квадрата, треугольника. Дети в три года и три месяца уже умеют отличать их друг от друга, более того, они смогут сориентироваться и в конфигурации объемных фигур, подбирая, например, подходящие для них отверстия.

Как еще выражается познавательное развитие ребенка после трех лет? Вот основные его навыки в этой сфере:

  • ребенок умеет, играя, на ощупь определять геометрические фигуры и называть их;
  • собирает пирамидку из более чем 10 колец;
  • складывает мозаику по рисунку или схеме;
  • умеет называть большие, маленькие предметы, давая название тому, что между ними - «средний»;
  • складывает простые пазлы из нескольких частей;
  • запоминает место, где стояла спрятанная взрослыми игрушка, и указывает на нее;
  • имитирует письмо и чтение взрослых;
  • дорисовывает недостающие детали на рисунках;
  • рисует геометрические фигуры;
  • рисует авторские картинки, объясняя, что на них изображено;
  • лепит простые фигуры;
  • делает несложные аппликации по шаблонам.

После трех лет дети проявляют живой интерес к ролевым играм, с удовольствием играя роли взрослых, например мамы, папы или воспитателя. В процессе игры малыши фантазируют, придумывают правила, активно задействуют предметы и игрушки-заместители.

Особенности социально-эмоционального развития малыша

В три года и три месяца социально-эмоциональное развитие ребенка переходит на новый уровень. Для малыша в этот период очень важно ощутить поддержку и одобрение взрослых. Дети стараются быть более самостоятельными и независимыми, не боятся проявлять инициативу,
искренне расстраиваются, если что-то получается не так, как было задумано, и гордятся, когда все идет по плану.

Особенно ярко в этом возрасте проявляется чувство доминирования над сверстниками. Малышам после трех лет очень важно доказать себе и взрослым, что они лучше всех, независимо от того, будет это соперничество в беге наперегонки с такими же малышами или лазанье по гимнастической лестнице.

Трехлетний малыш любопытен и проявляет интерес ко всему, что его окружает. Интересно, что долговременная память крохи основывается на пережитых впечатлениях, срок хранения которых может превышать год или полтора.

Одно из достижений ребенка четвертого года жизни - это контроль эмоций. В людных местах ребенок уже умеет сдерживать крики и истерики, старается соблюдать правила поведения, слушает просьбы взрослых и пытается их выполнять.

Непослушание кроха проявляет в случае намеренного ограничения его желаний, а также непонимания взрослыми того, что он хочет до них донести. Ребенок настаивает на своем и искренне расстраивается, если его наказывают или ругают.

Поступая, по его мнению, плохо, ребенок мучается от стыда и угрызений совести. Он знает, что сделал что-то не так, и уже предвидит отрицательную реакцию взрослых на свой поступок. Также малыши умеют оценивать поступки и поведение других детей, осуждая их или ободряя.

В этом возрасте нормальным для малышей является проявление самых разных эмоций, начиная от ревности и заканчивая гневом или радостью. Малыш уже умеет применять на деле
не речевые способы общения, использует мимику, жесты, позы и выразительные движения.

Примечательно также и то, что в три года и три месяца кроха отлично понимает юмор, с удовольствием слушает сказки, песенки, рассказы, переживает эмоции главных героев, проявляя желание обсудить их поступки со взрослыми.

В три года и три месяца малыши особенно эмоционально отзывчивы, позитивно реагируют на пение и музыку, пробуют танцевать, соблюдая ритм, хлопают в такт музыке в ладоши и притоптывают. Предпочтение дети отдают веселой музыке, ярким картинкам. Малыши проявляют интерес к рисованию и лепке, просто обожают подвижные игры.

Как развивается речь у ребенка?

В три года и три месяца малыши уже достаточно уверенно говорят, в их активном словаре много новых слов, которые они используют при общении, а также для выражения чувств, желаний, впечатлений.

В речи трехлетнего ребенка преобладают простые, грамматически верно составленные предложения. В некоторых случаях в ней начинают появляться придаточные предложения. Очень часто ребенок комментирует собственные действия.

В три года и три месяца речевое развитие ребенка сопровождается совершенствованием его устной грамотности. Кроха уже изменяет слова по падежам и числам, знает вопросительные слова, пополняет запас прилагательных и наречий, использует предлоги. Ребенок слушает взрослых, запоминает и повторяет целые фразы из песен, сказок и стихов, старается произносить звуки и слова максимально правильно.

В этом же возрасте у детей появляется желание рифмовать. Они с удовольствием придумывают рифмы, изобретают собственные детские слова, непонятные взрослым, и следят за реакцией на них окружающих. Малыши охотно вступают в диалог как со взрослыми, так и с детьми, называют животных, насекомых, предметы и явления на картинках, дают им простые описания.

Очень часто именно в три года родители принимают решение отдавать малышей в детские сады, считая, что они достаточно окрепли и их психоэмоциональное развитие позволяет им общаться со сверстниками и воспитателями без присутствия родителей. Тем не менее не все дети даже в три года и три месяца готовы к поступлению в детский сад. Развитие каждого малыша индивидуально, поэтому, прежде чем принимать такое решение, не помешает проконсультироваться с детским врачом.

После трех лет продолжается активное физическое развитие ребенка, что выражается в изменении пропорций его тела, улучшении физических качеств. Кроха вытягивается в росте, становится более координированным, быстрым и выносливым. У него многое получается, а главное, он практически не устает, пытаясь быть постоянно в движении.

Чтобы развитие крохи протекало правильно, родители должны позаботиться об организации для него правильного режима дня, желательно с дневным сном или хотя бы отдыхом.

Если планируется оформление ребенка в детский сад, то нужно постараться максимально приблизить домашний режим дня к садовскому. Кроху нужно будет будить не позднее восьми утра, кормить завтраком не позднее девяти, ходить с ним на прогулки два раза в день, обязательно приучать к самостоятельности в отношении соблюдения правил гигиены, если до сих пор за это отвечали взрослые.

Нелишним будет погулять с крохой вблизи того садика, куда он будет оформлен, познакомиться с воспитателем, детками. Такие простые действия помогут ребенку подготовиться к поступлению в детский сад, и его последующая адаптация будет быстрой и безболезненной.

Развитие ребенка в 3 года активно проявляется во всех сторонах его деятельности. Это и физические критерии, и психические, и умственные, и эмоциональные. В сравнении с предыдущими годами, трёхлетние дети уже многое умеют, достигают определенных высот, становятся более самостоятельными. На пути множество препятствий, одним из которых становится «кризис трёхлетнего возраста». Что же это такое, и в чём он проявляется? В этом и других вопросах развития поможет разобраться наша статья.

Возрастные особенности

  • Совершенствуются моторные (двигательные) способности малышей. Ребенок более легко управляет координацией собственного тела. Равномерен шаг, практически нет лишних попутных движений, без проблем меняется темп ходьбы. Малыши трёх лет уже способны .
  • Укрепляется статус нервной системы, повышается работоспособность, концентрация внимания, меняется режим дня. Дети бодрствуют более длительное время и способны усваивать больше новой информации. В дошкольных образовательных учреждениях для занятий трёхлетних детей отводится 10-15 минут.
  • Малышу гораздо легче держать столовые принадлежности в руках, так как развивается мелкая моторика. Ребенок осваивает застегивание пуговиц, манипуляции с прищепками, другими предметами, рисование цветными карандашами, а также различные бытовые навыки.
  • Речевая активность растет. С каждым днём увеличивается словарный запас, и к возрасту трёх лет составляет более 1000 слов. Произношение звуков еще невнятное, но на пути к правильному. В речевом потоке используются все части речи. Малыши проговаривают слова не всегда правильно, иногда неверно выбирая окончания, или путая слоги. Дети озвучивают свои действия, пытаются вступать в разговор со взрослыми, и иногда может создаться впечатление, что кроха постоянно говорит. Считается, что три года – возраст почемучек.
  • Игровая деятельность становится разнообразнее. В силу вступают ролевые игры. Ребенок может придумать интересные сюжеты для своих игр, так как развивается воображение и абстрактное мышление. Родителям очень полезно играть вместе с детьми и придумывать занимательные игры.

На детской площадке многим малышам всегда интересны чужие игрушки, и, при первой возможности, они не упустят случай поиграть в них.

Развитие ребенка очень важный и многогранный процесс. В три года поведение большинства малышей может претерпевать изменения, и вызывать у родителей множество вопросов, а также непонимания. Думая, что допустила неправильный шаг в воспитании малыша, мама начинает переживать. Это абсолютно закономерные перемены в жизни детей данной возрастной категории.

В этом возрасте малыш постепенно подходит к «психологическому кризису», который встретится еще не один раз на пути развития. Самые первые проявления проблем поведения являются кризисом трёхлетнего возраста.

С конца он постепенно нарастает и достигает пика в три года. Проявления зависят от черт характера маленького человека, и варьируются от бурных истерик до конфликтного поведения.

Признаки кризиса 3 лет

  1. Ребенок может не слушать взрослых, настаивать на своем мнении. Проявляется упрямство.
  2. Не имея своих выраженных желаний, на все просьбы взрослого отвечает отрицательно. Выраженный негативизм.
  3. Действия, которые раньше выполнялись без видимых проблем, в данный момент расцениваются как нежелательные. Малыш отказывается кушать, чистить зубки, надевать определенную одежду.
  4. Проявление постоянной самостоятельности, особенно в те моменты, когда она абсолютно неуместна. Отрицание любой помощи взрослого.
  5. Поведение, ведущее к конфликтам. Бунты, протесты против просьб родителей.
  6. Нежелание играть и убирать игрушки правильно. Ребенок бросает, ломает или портит окружающие предметы демонстративно.
  7. Одним из часто наблюдающихся изменений в поведении является ревность, которая может быть направлена не только на других детей в семье, но и на папу по отношению к маме.

По мнению психологов, такие поведенческие проблемы вызваны осознанием малыша как самостоятельной единицы. Крохе кажется, что он уже взрослый и способен к принятию решений. Таким поведением ребенок требует к себе уважения. Закатывает истерики, кричит, бунтует против командования родителей. Эмоциональное состояние ребенка тяжело переносится не только родителями, но и им самим, так как ему не осознать, что происходит, и от чего испортилось настроение.

Одно из распространённых проявлений кризиса – истерики, которые являются средством манипуляции. Это является существенным различием между истериками более раннего возраста, так как там задачей близких было успокоить кроху и устранить неприятное. А во время кризиса, при таком поведении, ребенку необходимы «зрители», поэтому истерики проявляются в людных местах: в магазине, на улице.

Как справится с проявлениями во время кризиса

  • В разумных пределах дайте малышу проявлять самостоятельность, попробуйте поменять стратегию коммуникации. Если ребенок может сам справится с какими-либо делами, проявите терпение и дайте ему возможность сделать что-то самому.
  • Предлагая малышу определенное мероприятие, проявите фантазию и придумайте различные варианты разрешения ситуации. Другими словами, предложите ребенку выбор, чтобы он, осознавая свою значимость, не отрицал влияние взрослого.
  • Перефразируйте просьбу, не заставляя что-то сделать ребенка, скажите, что вам нужна помощь. Например, за руку нужно идти не потому, что так надо, а потому что мама заблудится, и только малыш поможет ей попасть куда-то.
  • Не торопите ребенка при выполнении действия, когда есть возможность. Чем больше практики будет у малыша в определенном деле, тем быстрее он справится с ним в следующий раз.
  • Старайтесь не идти на поводу у крохи, не поддаваться истерикам. Если малыш понял, что, покричав, он получил желаемый предмет, у него сложится стереотипное поведение. И в следующий раз он поймёт, что истерики – самый простой вариант получить то, что хочет.
  • Попытайтесь максимально спокойно реагировать на истерику на улице, не обращайте внимания, игнорируйте. В этот период такое проявление показательного выступления – испытание на крепость.
  • Не ругайте ребенка после истерики. Лучше объясните, как можно выразить словами недовольство и отрицательные эмоции.

Разговаривайте чаще со своим чадом, окружайте его заботой и любовью. Последствия кризиса исчезают с возрастными изменениями. Становление характера и отношений в семье происходит с помощью таких необходимых жизненных препятствий, но очень быстро забываются и вспоминаются потом с самыми положительными эмоциями.

Физическое развитие детей в три года

В сравнении с физическими параметрами 2,5 лет, малыш может прибавить около килограмма веса и вырасти на 4-5 см. Физические показатели у мальчиков немного превышают девочек в этом возрасте.

Параметры приведены в примерном соотношении и могут не совпадать с показателями некоторых детей.

Нормы развития:

Навыки ребенка в 3 года: что должен уметь

Как отмечают педиатры, формирование личности малыша идет по сугубо индивидуальному плану развития. В трёхлетнем возрасте дети развиваются скачкообразно, стремительно, а умения малышей совершенствуется не по дням, а по часам. Родителям остаётся следить и отмечать за достижениями своего ребенка.

Выделяются нормы определенных сторон развития детей, хотя очень сложно встретить малышей со сходными навыками. Приведем примерную таблицу с навыками детей в 3 годика.

Критерии Обязательные навыки
Речевые способности
  • ребенок произносит свою фамилию и имя, имена родителей и близких;
  • использует в речи предлоги, может составить распространенные предложения;
  • запоминает короткие стихи, может пересказать детали недлинной прозы;
  • может составить небольшой (3-4 предложения) рассказ по картине;
  • способен вести диалог, отвечать связно на вопросы
Психическое развитие
  • малыш может сравнить картинки, выделить отличия, а также сгруппировать по определенному признаку;
  • способен собрать пазл или разрезную картинку из 5-6 элементов;
  • составляет логическую цепочку, например, если шёл дождь, то есть лужи;
  • понимает, что значит: один-много;
  • может, загибая пальчики, посчитать до пяти;
  • различает и называет около 10 цветов и оттенков, знает названия фруктов, понятия о временах года…
  • способен расставить предметы от меньшего к большему;
Психомоторное развитие
  • собирает мелкие предметы, может собрать по одной бусине или горошине;
  • нанизывает бусины на нитку, может прицепить прищепку к веревочке;
  • лепит «колбаску» и «шарик» из пластилина;
  • может расположить мозаику картинкой;
  • способен держать правильно ножницы и пытается ими манипулировать;
Бытовые навыки
  • сам ходит в туалет, самостоятельно одеваясь после посещения;
  • надевает нижнюю часть одежды без проблем, понимает, что правая и левая обувь должна находиться соответственно на ножках;
  • различает свои вещи, знает какая у него зубная щетка, умеет пользоваться своими вещами;
  • может складывать свою одежду и игрушки в шкаф, убрать, разложить по местам;
  • аккуратно кушает, пользуясь ложкой, иногда вилкой;
  • способен вытереть испачканное личико салфеткой;
  • перед едой моет руки, вытирая полотенцем;
  • раздевается после улицы, понимая, где верхняя одежда.
Двигательные способности
  • быстро, уверенно бегает и прыгает;
  • способен поймать крупный мячик, подкинуть его;
  • спускается и поднимается самостоятельно по лестнице, чередую ноги;
  • может без труда забраться на невысокую горку и скатиться с нее;
  • может удерживать равновесие, стоя на носочках, прыгая на одно ноге;
Познавательное развитие
  • достаточно развиты психические процессы, мышление, память, внимание;
  • ориентируется в пространстве;
  • может рассказать о событиях дня;
  • описать рисунок по памяти;
  • способен участвовать в обучающих играх, которые направлены на описание последовательных действий.
Социальное развитие
  • легко знакомится с детьми, но в игре предпочитает самостоятельность. В этом возрасте дети играют рядом;
  • способен понимать и подчиняться правилами игр;
  • пользуется словами коммуникации: спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания;
  • укрепляется эмоциональный статус малыша, он учится спокойнее реагировать на происходящее не по его желанию.

Режим дня трёхлетнего ребенка

При составлении режимных моментов особое внимание необходимо уделить сну. Наиболее оптимально для малыша будет соотношение десяти часов ночного сна и двух часов дневного. Желательно, чтобы ребенок ложился спать не позднее девяти часов вечера. Так как в таком раннем возрасте центральная нервная система еще недостаточно окрепшая, более позднее время не даст организму отдохнуть и набраться сил. На дневной сон можно укладывать после обеда. Такие рамки необходимы ребенку для того, чтобы без проблем адаптироваться в детском саду.

Бывают случаи, когда дети не могут уснуть в дневные часы. Можно разрешить такой режим, если малыш поспал ночью больше положенного времени и не утомился днём, и уложить его на ночной сон пораньше.

Приведем примерный распорядок дня трёхлетнего малыша:

Режимный момент Отведенные часы
Утренний подъём, гигиенические процедуры, зарядка 7:00-9:00
Завтрак 8:00 -9:00
Игры, занятия 9:00-10:00
Прогулка 10:00-12:00
Обед 12:00-12:30
Дневной сон 12:30-14:30
Подъём, умывание 14:30-15:00
Полдник 15:00-15:30
Игры, занятия 15:30-17:00
Вечерняя прогулка 17:00-19:00
Ужин 19:00-19:30
Спокойные игры 19:30-20:00
Купание, гигиенические процедуры 20:00-20:30
Чтение детской литературы 20:30-21:00
Ночной сон 21:00-7:00

Конечно же, режим дня зависит от привычного уклада жизни семьи, определенных особенностей. Маме наилучшим образом известно, когда завлечь малыша интеллектуально-развивающими играми, а когда физическими. Если позволяет время года и погодные условия, необходимо гулять 2 раза в день, в другие моменты занимать ребенка спокойными играми, чтением сказок и другой познавательной литературы.

Режим питания

Питание детей в три года практически не отличается от взрослого стола. Но необходимо соблюдать рамки в добавлении приправ к основной пище. Рекомендовано правильное питание, насыщенное полезными веществами.

В потребности ребенка этого возраста входят:

  • разнообразные овощи, причем добавление картофеля в рацион не должно превышать ½ общего количества;
  • свежие фрукты;
  • фруктовые и овощные соки, в объёме до 200 мл. в день;
  • крупяные изделия и макароны до 50 гр. в сутки;
  • уже можно давать шоколад. Продуктов, насыщенных максимальным количеством сахара, в день можно 50-60 грамм;
  • 150-170 грамм хлеба разных сортов;
  • куриные яйца – по одному через день;
  • молочные продукты: кефир, молоко, йогурт, ряженка до 500 грамм;
  • творог, неострый сыр;
  • в разные блюда добавляется растительное масло;
  • ограничения мучных изделий до 100 гр. в день.

Приёмы пищи в течение дня составляют 4-5 раз.

Примерное меню на день:

Приём пищи Блюда
Завтрак
  • овсяная, гречневая молочная, рисовая, манная каши;
  • молочная вермишель,
  • творожная запеканка,
  • хлеб с маслом, с сыром,
  • сырники со сметаной;
  • чай, молоко;
Обед
  • супы, борщ, супы-пюре; рыбные супы; свекольник;
  • бефстроганов из отварного мяса;
  • мясные котлеты, тефтели…
  • пюре картофельное, из цветной капусты;
  • крупяные изделия;
Полдник
  • йогурт;
  • ряженка;
  • запеченное яблоко;
  • кефир с ягодами;
  • пирожки с творогом, фруктами;
  • печенье
Ужин
  • омлет;
  • рисовая каша;
  • чай с молоком;
  • картофельные зразы;
  • тушеные овощи;
  • картофельная запеканка;
  • крупяные изделия;

Развитие физических способностей ребенка

Этот вид направлен на развитие координации движений ребенка, на развитие ловкости рук, повышение такого качества, как выносливость.

Занятия для физического развития должны проводиться непременно каждый день и включать в себя следующие виды упражнений:

  • проведение зарядки под музыку;
  • перешагивание через разложенные бруски или другие препятствия;
  • учим ходить ребенка по наклонной доске;
  • прыжки на месте и под музыку на двух ножках и на одной;
  • спрыгивание с небольших препятствий;
  • проведение игр с несложными правилами;
  • если дома есть шведская стенка, это также способствует более активному проведению времени.

Развитие познавательной активности

Изучение окружающего мира происходит посредством увеличения познавательной активности ребенка. Такие занятия развивают логику, внимание, память, мышление. В форме игры малышу легко узнать о мире вокруг себя, познакомится с математическими понятиями и величинами.

Помогут крохе такие упражнения, как:

  • по образцу или названию ищем цвета и предметы;
  • собирание матрешек из фигурок разного размера;
  • собирание пирамидки из 7-9 колец разного цвета и размера;
  • обращаем внимание малыша на понятия большой, средний, маленький;
  • складываем пазлы из 6-8 деталей;
  • пользуемся лото, мозаикой, привлекаем внимание ребенка к интересным развивающим играм;
  • помогаем различать пространственные понятия: право-лево;
  • знакомимся с цифрами, буквами. Хотя три года еще и слишком юный возраст для обучения элементам грамоты, некоторые дети очень быстро понимают и запоминают буквы, а впоследствии гораздо быстрее обучаются навыкам чтения.

Речевое развитие

Все родители мечтают видеть в будущем своего ребенка успешным! Стараются дать ему необходимые знания, умения, записывают в различные кружки для приобретения навыков. Наряду с физическим и интеллектуальным совершенствованием необходимо уделять внимание речевому развитию. Ведь в любом контакте с окружающим миром человеку нужна речь, и чем лучше он владеет вербальным (посредством устной речи) способом общения, тем проще и качественнее будет процесс его коммуникации в обществе.

Речь развивается с самого рождения, а задача взрослых – обеспечить правильную речевую среду малыша. Необходимо постоянно разговаривать с ребенком, не искажая звуковое наполнение слов, не выбирать длинные предложений. Но, самое главное, разговаривать много, не громко, слегка в замедленном темпе, чтобы у ребеночка накапливался словарь слов, которые он впоследствии смог бы складывать во фразы и предложения.

В три года речь нормотипичного ребенка достаточно развита, у малыша встречаются нарушения произношения звуков, но это небольшая проблема для этого возраста.

Необходимо обратить внимание:

  • правильно ли понимает ребенок обращенную к нему речь взрослого, может ли выполнить сложную инструкцию;
  • как развиты навыки артикуляции, нет ли гиперсаливации (слюнотечения), умеет ли малыш выполнять простые артикуляционные движения;
  • как развивается у малыша связная речь (составление развернутых предложений, ответ на вопрос не одним словом);
  • правильно ли он согласует слова во фразах и словосочетаниях (например: «голубая небо», «вкусная повидла»…);
  • способен ли изменять и образовывать формы слов (ухо – ухи, груша – нет грушев, варенье из малины – малиновое, лист клёна –кленОвый).

Приведем примеры некоторых игр, способствующих развитию речи:

«Юный журналист»

Предлагаем ребенку поработать репортёром (предварительно объяснив, что это значит), и составить репортаж о какой-нибудь игрушке. Рассказать, что это за игрушка, из какого материала сделана, какого цвета и формы.

«В пещере гномика»

Объясняем, что у гномика всё маленькое в отличие от великана, и, если у великана «стул», то у гномика «стульчик» и подбираем любые другие слова.

«Сказка о веселом язычке»

Упражнения для развития артикуляционной моторики. В сказке используются слова, обозначающие артикуляционные упражнения: «иголочка», «чашечка», «лошадка», «моторчик», «вкусное варенье», «лодочка», «заборчик», «окошко», «грибок».

Можно самостоятельно придумать сказку, например: «Жил был язычок! Проснулся он утром, выглянул из «окошка» и пошел гулять. По дороге увидел «лошадку» и «грибок»…

Описания упражнений можно найти в широком доступе в любом Интернет-ресурсе, посвященном логопедическому развитию.

Развитие артикуляции подготавливает ребенка к выговариванию трудных звуков и слов, формирует различные произносительные способности, устраняет гиперсаливацию. Если выполнять артикуляционные упражнения с раннего возраста, больше вероятности, что все звуки встанут на свои места в нужное время.

«Скажи, что слышишь»

Развитие фонематического слуха (различение речевых и неречевых звуков).

Малышу предлагается сказать, что за звук он услышал. Можно использовать ширму, чтобы ребенок догадался лишь по звуку, без зрительного подтверждения. Например, звук колокольчика, шуршащей бумаги, либо звуки, которые произносят животные.

Фонематический слух играет большую роль в правильном звукопроизношении и обучению элементов грамоты в более старшем возрасте.

Развитие мелкой моторики

Для стимуляции речевой деятельности необходимо развивать и тонкую моторику малыша. Если во время занятия ребенок задействует пальчики рук, тем самым он стимулирует речевые зоны коры головного мозга.

Упражнения для развития:

  • гимнастика пальчиков (используя небольшие стихотворения, можно поиграть пальчиками рук);
  • пескотерапия – это игры с песком или мелкодисперсными крупами. Развивается не только моторика, но и воображение малыша;
  • застёгивание пуговичек, застежек, липучек;
  • выкладывание мозаики или различных узоров, используя ракушки либо макароны…
  • нанизывание различных бусинок.

Сенсорное развитие ребенка

К данному развитию относятся органы чувств малыша: слух, зрение, тактильные ощущения, вкус, обоняние. Ребенок улучшает чувствительность, а значит и качество восприятия окружающего мира.

Примерные упражнения:

  • игры в пальчиковом бассейне (бассейн представляет собой конструкцию с ячейками, в которые насыпаются различные крупы или другие сыпучие материалы, в том числе камешки, пуговицы и другое)
  • распознавание неречевых звуков (запись голосов животных, звуков насекомых, звуков музыкальных инструментов…)
  • на ощупь определяем предметы, или игрушки;
  • угадываем продукты на вкус или по запаху.

Три года самый благоприятный период для развития детей. Ребенок воспринимает положительное влияние как губка, быстро запоминает и усваивает информацию. Занимайтесь с крохой, проявляйте любовь, и результат вашего труда не заставит ждать!



Рассказать друзьям