Когда у ребенка налаживается терморегуляция. Три правила теплообмена у детей, которые нельзя игнорировать. Признаки и причины

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Организм человека способен реагировать на любые изменения в температурном режиме окружающей среды, и ответственной за это является наша система терморегуляции, которая при охлаждении тела включает механизм его обогрева, а при повышении температуры тела задействует различные способы его охлаждения. Существуют такие виды терморегуляции , как химическая и физическая. При этом постоянство температуры тела в различных условиях окружающей среды достигается при помощи баланса между теплопродукцией и теплоотдачей. Как же это происходит?

При низкой внешней температуре в организме человека начинаются процессы химической регуляции энергетического обмена. Активизация обмена веществ с ускоренным расщеплением углеводов и жиров приводит к образованию дополнительных порций энергии. В это же время в организме происходит ряд физиологических процессов, ведущих к замедлению рассеивания тепла. К способам физической терморегуляции относятся сужение/расширение кожных сосудов, потоотделение, реакция гладких мышечных волокон кожи и даже изменение позы, в которой находится человек. Когда мы мерзнем, происходит резкое уменьшение притока крови к коже, в результате чего поверхность тела становится холодной, и разница температур между кожей и окружающей средой нейтрализуется. Кроме того, сокращение мышц кожи приводит к изменению положения волосков на коже, повышая ее теплозащитные свойства. Также при сильном понижении температуры включается механизм мышечной дрожи, помогающий человеку лучше согреться.

Если на тело человека действует высокая температура, то химические реакции внутри организма приводят к замедлению обмена веществ и уменьшению выработки энергии. Физическая регуляция перестраивается в режим охлаждения, которое достигается посредством притока крови к сосудам кожи, что способствует уменьшению ее температуры. Также у человека наблюдается повышенное потоотделение, которое не только способствует выведению тепла с потом, но и помогает охлаждать кожу при любых движениях воздуха.

Терморегуляция у детей развита значительно слабее, чем у взрослых. Большая площадь поверхности кожи на килограмм веса, а также плотная сеть сосудов кожи у младенцев способствует более активной теплоотдаче. Кроме того, дети потеют очень слабо, а мышечная дрожь при низких температурах у них не возникает вообще. Теплорегуляция осуществляется только за счет химических механизмов – ускорения или замедления производства внутреннего тепла. Такое несовершенство системы теплообмена приводит к тому, что маленькие дети могут легко замерзнуть в сравнительно теплой комнате и быстро перегреваются при малейшем повышении температуры. Как показывает опыт, чаще всего дети именно перегреваются. Мерзнут реже.

Нарушение терморегуляции у ребенка

Существуют различные патологии терморегуляции, которые свойственны как детям, так и взрослым. Однако у малышей они проявляются в большей степени, из-за того что приводят к более ощутимым последствиям. Одно из наиболее распространенных нарушений теплообмена – несовершенство физического механизма теплорегуляции. В таком случае при понижении температуры происходит сужение сосудов кожи, и вместе с тем снижается их тонус, что приводит к приступам чихания и затруднению дыхания. Чтобы этого избежать, организм вынужден включать механизм химической терморегуляции при достаточно высоких температурах, в результате чего человек начинает мерзнуть и дрожать даже в теплую погоду.

Другая крайность – когда механизм химической регуляции включается слишком поздно, и человек не чувствует холода и дрожи, но его организм сильно переохлаждается. Это может приводить к постоянным простудным заболеваниям и обострениям хронических воспалительных процессов в ЛОР-органах.

У некоторых детей появляется так называемая аллергия на холод. Конечно, холодный воздух не может быть аллергеном, но под воздействием низкой температуры собственные белки в организме малыша могут образовывать особую структуру, которую иммунная система ребенка воспринимает как чужеродную. В результате на теле у некоторых деток появляются кожные высыпания. Для того чтобы этого избежать врачи рекомендуют родителям не пересушивать кожу ребенка мылом, после каждого купания увлажнять ее при помощи специальной , а также использовать жирный крем перед тем, как выходить на прогулку в мороз. Наносить крем нужно на лицо, шею и ручки крохи.

Нарушения теплорегуляции развиваются практически у всех недоношенных детей. Также в группу риска входят дети, страдающие неврологическими и мышечными заболеваниями, , болезнями кровеносной и дыхательной систем. Поэтому если Ваш ребенок слабенький, обязательно обратите внимание на то, чтобы , а в домашних условиях применяйте различные .

Обязательно учтите все особенности терморегуляции у детей , и постарайтесь не допускать наиболее распространенных ошибок в уходе за младенцем:

  • Только в первые месяцы жизни ребенка температура в комнате может быть 24-25°С. Далее она должна снижаться. И оптимальной для детской комнаты считается температура 20-22 °С в период бодрствования и около 18°С во время сна.
  • Не нужно одевать на ребенка дома никаких шапочек и дополнительных кофточек. Идеально, если Вы приучите ребенка спать голышом. Если в комнате прохладно, достаточно одной пеленки.
  • Обращайте внимание на первые признаки перегрева – отказ от груди, беспокойство, покраснение и повышение температуры тела крохи. Если Вы их не заметите, через некоторое время ребенок впадет в состояние болезненного сна и при продолжительном перегреве его температура повысится до критической.
  • Переохлаждение в этом смысле менее опасно, так как о нем ребенок сообщит Вам громким плачем и активными телодвижениями. Самый быстрый способ его согреть – зайти в теплое помещение, приложить младенца к груди или дать ребенку теплый чай.
  • Научитесь правильно определять температуру тела малыша. Часто родители начинают щупать ручки, лобик или носик. Правильнее всего положить руку на затылок крохи. Если он влажный и горячий, ребенок перегрелся. Если затылок прохладный, оденьте малыша теплее или прикройте одеяльцем.

ОСОБЕННОСТИ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ. Известно, что в растущем организме постоянно протекают с высокой интенсивностью обменные процессы и различные формы получаемой и затрачиваемой при этом метаболической энергии превращаются в тепло. Существенный вклад в образование тепла в детском организме (теплопродукция - ТП) вносят характерные для детей высокие уровни метаболизма и двигательной активности Накопление тепла в организме способствует повышению температуры тела. Однако, в соответствии с физическими законами теплоотдачи, если температура любого тела, в том числе тела человека, становится выше температуры среды его существования, тепло с поверхности тела начинает рассеиваться в эту среду (теплоотдача - ТО), что способствует понижению температуры тела. Очевидно, что постоянной для данного тела температура будет при условии равенства величин ТП и ТО. Именно поддержание равенства теплопродукции и теплоотдачи в условиях изменения интенсивности метаболизма, двигательной активности организма и (или) температуры среды существования является одной из важнейших функций системы терморегуляции.

Величина температуры тела при достижении равенства величин ТП и ТО могла бы устанавливаться на различных произвольных уровнях, но благодаря функции центральных - гипоталамических - центров терморегуляции эта величина температуры вполне определенная («37 °С). Она называется установочной точкой терморегуляции (set point). Таким образом, формирование центральными нейронными структурами гипоталамуса определенной величины регулируемой в данном организме температуры является второй важнейшей функцией системы терморегуляции. Если обе эти функции выполняются успешно, то система терморегуляции обеспечивает решение главной ее задачи - поддерживает температуру мозга и других тканей «ядра» тела на относительно постоянном уровне. Эта температура поддерживается при минимальном напряжении механизмов терморегуляции в условиях небольшого колебания температуры внешней воздушной среды или в пределах так называемой термонейтральной, или термоиндифферентной, зоны - для обнаженного взрослого человека в диапазоне 28-30 "С, для новорожденного - 32-34 °С, а для легко одетых детей в возрасте 1 мес - 22- 25 "С, 6 месяцев - 19-23 "С, 1 года - 17-21 °С.

Теплопродукция. Суммарная теплопродукция в организме состоит из первичной теплоты, выделяющейся в ходе постоянно протекающих во всех органах и тканях реакций обмена веществ, и вторичной теплоты, образующейся при расходовании энергии макроэргических соединений на выполнение мышечной работы и других функций. ТП в организме ребенка зависит от величины основного обмена, «специфически динамического действия» принимаемой пищи, мышечной активности и изменения интенсивности метаболизма, связанных с изменением

температуры внешней среды (факультативный термогенез). Метаболические процессы осуществляются с неодинаковой интенсивностью в различных органах и тканях, и поэтому вклад в общую ТП организма отдельных органов и тканей неравнозначен. Наибольшее количество тепла образуется в органах и тканях «ядра» организма: печени, почках, мозге, работающих мышцах (при тоническом напряжении и сокращении - сократительный термогенез).

Необходимое для поддержания температуры тела количество тепла продуцируется у доношенного ребенка сразу после рождения. ТП у новорожденного составляет около 1,5 ккал на 1 кг массы тела за 1 ч. Повышение теплопродукции после рождения обеспечивается активацией окисления в митохондриях жировых клеток свободных жирных кислот, уровень которых возрастает при повышении тонуса симпатической нервной системы, стимуляции катехоламинами р-адренорецепторов и активации про-теинкиназы А, повышающей активность фермента липазы бурой жировой ткани (БЖТ). Более мощное и длительное повышение теплопродукции достигается действием гормонов щитовидной железы на митохондриальные процессы окисления в жировых клетках. При этом усиление ТП достигается ускорением базисных метаболических процессов (основного обмена) и активацией механизмов факультативного термогенеза, обеспечивающих усиление теплообразования в условиях понижения температуры среды. От уровня тиреоидных гормонов зависят как интенсивность базисного метаболизма в организме, так и термогенная функция бурой жировой ткани. Окисление жирных кислот бурой жировой ткани, масса которой у доношенного новорожденного составляет около 2 % от массы тела (25-35 г), осуществляется без значимого синтеза макроэргов и с максимально возможным образованием первичной теплоты. Белая жировая ткань новорожденного также способна к прямому теплообразованию, но в гораздо меньшей степени. Посредством механизма несократительного термогенеза уровень теплопродукции может быть увеличен в несколько раз по сравнению с уровнем основного обмена. Вместе с тем даже у доношенных детей запасы теплообразующей жировой ткани, в том числе и бурой, быстро уменьшаются, достигая минимума к 3-4-й неделе после рождения. Чем выше сывороточный уровень Т4 и Т3, тем выше уровень экспрессии генов в ядрах адипоцитов бурой жировой ткани, ответственных за синтез белка термогенина, разобщающего процессы дыхания и фосфорилирования, снижающего синтез АТФ в митохондриях и увеличивающего теплообразование. Т3 влияет на термогенез в бурой жировой ткани посредством модуляции активности фермента дейодиназы Д2, от которого зависит скорость образования из Т4 других активных форм тиреоидных гормонов и их метаболического расщепления в тканях. Максимальная стимуляция экспрессии генов термогенина достигается одновременным действием тиреоидных гормонов и катехолами-нов. К моменту рождения это действие достигает своей наибольшей выраженности и обеспечивает условия для максимальной термогенной активности бурой жировой ткани в раннем пост-натальном периоде.

При значительной степени недоношенности, когда у новорожденных имеется различной степени выраженности гипотиреоз, а масса бурой жировой ткани составляет менее 1 % от массы тела, теплопродукция снижена. Это может способствовать развитию гипотермии, если не созданы условия для ограничения теплопотерь.

Сократительный термогенез также является важным механизмом повышения ТП у новорожденного, у которого уже с первых часов жизни наблюдается повышение мышечного тонуса и двигательной активности, резко возрастающих при холрдо-вом воздействии на кожу. Роль сократительного термогенеза в повышении теплопродукции возрастает по мере увеличения возраста ребенка и уменьшения массы бурой жировой ткани. Этому способствует увеличение у детей мышечной массы, развитие механизмов терморегуляционного тонуса мышц и холодовой дрожи. Вклад в ТП сократительного термогенеза может изменяться при ряде неврологических и мышечных заболеваний, а также при развитии гипоксии, вызванной заболеваниями органов кровообращения и дыхания.

Теплопродукция в расчете на 1 кг массы тела возрастает за 1-й год жизни до 2,4 ккал за 1 ч. У детей старше 2 лет теплопродукция на единицу массы тела в покое постепенно снижается, но одновременно у них уменьшается относительная площадь поверхности тела, и к 15-17 годам показатели теплообмена и развитие механизмов терморегуляции приближаются к показателям, характерным для взрослых, когда ТП и ТО становятся сбалансированными и составляют около 1 ккал за 1 ч.

Уровень теплопродукции контролируется эффекторными нейронами заднего отдела гипоталамуса через соматические и симпатические нервные волокна, а также рядом гормонов и биологически активных веществ (норадреналин, адреналин, тироксин, трийодтиронин и др.).

Теплоотдача. Различаются следующие механизмы отдачи тепла организмом в окружающую среду: излучение, теплопроведение, конвекция, испарение влаги. ТО первыми тремя способами может осуществляться только при условии, когда температура поверхности тела выше, чем температура среды существования. ТО за счет испарения влаги может осуществляться как при наличии положительной разницы температур поверхности тела и среды, так и в условиях более высокой температуры внешней среды. ТО путем испарения прекращается при 100 % насыщении внешней

воздушной среды парами воды или в воде. Все вышеперечисленные способы отдачи тепла подчиняются физическим законам.

За счет возникновения физиологических реакций организма на воздействие тепла, холода или существенное изменение теплопродукции можно оказать влияние на величину температуры поверхности тела, а тем самым на величину градиента температур между поверхностью тела и окружающей средой и величину ТО. Этими реакциями являются сосудистые реакции - сужение или расширение поверхностных сосудов кожи. Если расширения сосудов оказывается недостаточно для увеличения теплоотдачи (в условиях высокой внешней температуры), то стимулируется потоотделение, что создает дополнительные возможности для усиления ТО за счет испарения большего количества влаги с поверхности кожи и снижения температуры тела. В условиях, когда при действии холода сужение сосудов оказывается недостаточным для снижения теплопотерь и предотвращения охлаждения организма, стимулируются физиологические реакции увеличения ТП (сократительный и несократительный термогенез). Таким образом, ТО любым из способов является по своей природе пассивным физическим процессом, а физиологические термо-регуляторные реакции сосудов или потоотделения лишь способствуют изменению условий рассеяния большего или меньшего количества тепла в окружающую среду и достижения баланса между величинами ТП и ТО.

Излучение является способом отдачи тепла поверхностью тела в окружающую среду в виде электромагнитных волн инфракрасного диапазона. Количество тепла, рассеиваемого излучением в окружающую среду, пропорционально площади поверхности кожи тех частей тела, которые соприкасаются с воздухом. При температуре воздуха 30-34 "С и относительной влажности воздуха 40-60 % поверхность тела обнаженного ребенка 1-го месяца жизни рассеивает путем излучения около 40 % всего отдаваемого тепла. ТО излучением увеличивается при понижении температуры окружающей среды и (или) повышении температуры кожи и уменьшается при повышении температуры внешней среды и (или) снижении температуры кожи. Если температура окружающей среды превышает среднюю температуру кожи, тело человека, поглощая инфракрасные лучи, излучаемые предметами, согревается. Если же температура поверхности кожи и окружающей среды выравнивается, отдача тепла прекращается.

Кожа новорожденных и детей раннего возраста хорошо вас-куляризована, и вследствие интенсивного притока нагретой крови к поверхности тела из внутренних органов температура кожных покровов у детей выше, чем у взрослых. Кроме более высокого градиента температур между поверхностью тела и внешней средой у детей имеется еще ряд факторов, обусловливающих интенсивную ТО. Это в 2 раза большая площадь поверхности тела на 1 кг массы тела, малая толщина кожи и ее низкие теплоизоляционные свойства, особенно при недостаточности подкожного жирового слоя.

Созревание у ребенка механизмов регуляции ТО отстает от развития механизмов регуляции теплопродукции и фактически завершается только к 7-8-летнему возрасту. Раньше (к 6 мес-1 году) созревают механизмы регуляции ТО через реакции поверхностных сосудов, о характере которых можно судить при комнатной температуре по изменению разности температуры на груди и конечностях у обнаженного ребенка.

Увеличение функциональной активности потовых желез и регуляция потоотделения развиваются у детей в более поздние сроки. Запаздывание развития механизмов, контролирующих теплоотдачу, по сравнению с развитием механизмов регуляции теплопродукции обусловливает то, что при несоблюдении элементарных мер предосторожности или при развитии некоторых заболеваний перегревание детей первых месяцев и лет жизни более вероятно, чем их переохлаждение.

Состояния перегревания или переохлаждения детского организма особенно вероятны при контакте тела с водной средой (ванночки) или с другими физическими телами (холодный операционный стол и другие условия), когда рассеяние тепла осуществляется посредством теплопроведения. Интенсивность ТО при этом также зависит от градиента температур контактирующих тел, площади контактирующих поверхностей, времени теплового контакта и теплопроводности контактирующего тела. Сухой воздух, жировая ткань являются теплоизоляторами, а влажная одежда, влажный, насыщенный водяными парами воздух и вода, напротив, характеризуются высокой теплопроводностью.

Высокие скорости рассеянии, тепла и перегревания или переохлаждения тела ребенка достигаются при отдаче им тепла конвекционным потокам воздуха или воды. Обнаженные дети 1-го месяца жизни при температуре воздуха 30-34 °С отдают конвекционным потокам воздуха около 36 % тепла.

Высокой интенсивности ТО у детей способствует также рассеяние тепла посредством испарения влаги с поверхности тела и со слизистой оболочки дыхательных путей. У детей через тонкий слой эпидермиса кожи пропотевает и постоянно испаряется с поверхности кожи (неощущаемая перспирация) существенное количество влаги. Общее количество тепла, рассеиваемого обнаженным телом ребенка за счет испарения воды, составляет в обычных условиях около 24 %. Когда внешняя температура превышает среднее значение температуры кожи, организм не может отдавать во внешнюю среду тепло излучением, конвекцией и теплопроведением. Организм в этих условиях начинает поглощать тепло извне, и единственным способом предотвращения

его перегревания становится увеличение рассеяния тепла посредством потоотделения и испарения влаги с поверхности тела. Потоотделение начинается у новорожденных при повышении ректальной температуры до 37,2 °С (порог потоотделения) и достигает наибольшей интенсивности через 35-40 мин. У новорожденных плотность потовых желез выше, чем у взрослых, но их функциональные возможности ниже. Потовые железы ребенка могут продуцировать до 57 мл пота на 1 кг массы тела за сутки, а взрослого - до 500 мл. С возрастом понижается температурный порог потоотделения и увеличивается функциональная активность потовых желез.

Испарение влаги возможно до тех пор, пока влажность воздуха окружающей среды остается меньше 100 %. При интенсивном потоотделении, высокой влажности и малой скорости движения воздуха, когда капельки пота, не успевая испариться, сливаются и стекают с поверхности тела, теплоотдача путем испарения становится, менее эффективной и может наступить перегревание организма.

Решающую роль в изъятии тепла от внутренних органов и тканей, продуцирующих его в больших количествах, и предупреждении их перегревания играет циркуляция крови. Кровь обладает высокой теплоемкостью, и за счет усиления или ослабления кровотока, направленного к поверхностным тканям, осуществляются перенос тепла к поверхности тела, ее согревание или охлаждение и создание условий для большей или меньшей отдачи тепла в окружающую среду.

Уровень регулируемой температуры тела устанавливается в организме гипоталамическими центрами терморегуляции. Наиболее вероятно, что к определению величины регулируемой температуры (set point) прямое отношение имеет преоптическая область, нейроны которой чувствительны к небольшому изменению локальной температуры и контролируют все виды тер-морегуляторных реакций, возникающих при отклонении температуры от заданной для регуляции. Если локальная температура преоптической области отклонится выше установленного для регуляции уровня, например при повышении двигательной активности ребенка, то в организме будут инициированы термо-регуляторные реакции, увеличивающие теплоотдачу, способствующие понижению температуры тела и возврату локальной температуры преоптической области к установленному для регуляции значению (около 37 °С). Если локальная температура преоптической области понизится ниже установленного значения, например при охлаждении во время купания, то будут инициированы терморегуляторные реакции, уменьшающие теплопоте-ри, а в необходимых случаях увеличивающие теплопродукцию и способствующие повышению температуры тела и возврату температуры преоптической области до заданного уровня. В преоптической области гипоталамуса содержатся (около 30 % от общего числа) теплочувствительные нейроны (ТЧН), которые получают афферентные сигналы через синаптические входы от тепловых рецепторов (ТР) кожи и других тканей, и теплонечувствительные нейроны (ТНН) (около 60 %), получающие афферентные сигналы от Холодовых рецепторов (ХР).

Как у доношенных, так и у недоношенных детей кожные рецепторы развиты хорошо. Наиболее чувствительной зоной терморецепции является кожа лица, иннервируемая тройничным нервом. Около 10 % нейронов относятся к холодочувствитель-ным (ХЧН), так как их активность повышается при понижении температуры. Поскольку нейроны преоптической области чувствительны и к изменению локальной температуры, и к поступающим от терморецепторов сигналам о характере изменения температуры на периферии, то они интегрируют оба эти вида информации и, в зависимости от полученного значения интегральной температуры тела, посылают тот или иной сигнал эффекторным нейронам, запускающим терморегуляторные реакции.

Так, теплочувствительные нейроны в условиях термоиндифферентной температуры внешней среды и незначительного (>0,011 °С) повышения локальной температуры преоптической области выше 37 °С активируют через возбуждающие синапсы эффекторные нейроны, располагающиеся в заднем гипоталамусе и запускающие терморегуляторные реакции теплоотдачи. В то же время теплочувствительные нейроны могут через тормозные синапсы ингибировать активность эффекторных нейронов, контролирующих уровень теплопродукции в организме. Но в условиях высокой температуры внешней среды, когда ТЧН получают активирующий их афферентный приток от тепловых рецепторов, реакция теплоотдачи может запускаться ими через активацию эффекторных нейронов, когда еще не произошло повышения локальной температуры в преоптической области.

При действии холода афферентный приток от ХР поступает к термонечувствительным нейронам, которые после их активации могут оказывать возбуждающее воздействие на эффекторные нейроны, запускающие реакции усиления теплопродукции, и одновременно могут ингибировать активность эффекторных нейронов, контролирующих уровень теплоотдачи, уменьшая при этом теплорассеяние.

На эффекторных нейронах, активность которых зависит от поступления к ним сигналов как от ТЧН, так и ТНН преоптической области, имеются и возбуждающие и ингибирующие синаптические входы. Очевидно, что эффекторные нейроны будут активироваться, если будет преобладать поступление сигналов через возбуждающие синапсы, и понижать свою активность, если будет превалировать поступление сигналов через тормозные синапсы. Предполагается, что величина регулируемой температуры тела будет устанавливаться при значении температуры (set point), при котором потоки сигналов от ТЧН будут эквивалентны потокам сигналов противоположного знака от ТНН. В нормальных условиях у здорового человека величина температуры, или значение set point, та, при которой достигается эквивалентность поступления возбуждающих и тормозных потоков сигналов к эффекторным нейронам от ТЧН и ТНН, и составляет около 37 °С. При этом значении температуры активность эффек-торных нейронов близка к нулю, но при изменении локальной температуры преоптической области или изменении афферентного притока от периферических терморецепторов происходит такое изменение активности эффекторных нейронов, которое необходимо для запуска терморегуляторных реакций и удержания температуры тела на заданном для данного организма уровне.

О созревании центральных гипоталамических механизмов терморегуляции у детей можно судить по установлению правильного суточного ритма температуры тела, что происходит к 1,5- 2-месячному возрасту. Гипоксия, внутричерепная травма, инфекции, поражающие центральную нервную систему, как и аномалии ее, могут быть причиной нарушений функции центрального аппарата терморегуляции.

Температура тела. Плод, находящийся в утробе матери при относительно постоянной температуре ее тела, не нуждается в собственной терморегуляции. Тепло, которое образуется организмом плода, передается через плаценту крови матери, и температура крови, оттекающей от плода к плаценте, на 0,3-0,5 °С выше, чем крови, текущей к плоду. Величина ТП плода перед родами составляет около 10-15 % от величины ТП матери.

Температура тела (ректальная) у здорового новорожденного составляет 37,7-38,2 °С, что на 0,1-0,6 "С выше температуры тела матери. У детей, родившихся недоношенными, родившихся в асфиксии или сильно травмированных при рождении, наблюдается значительное снижение температуры тела, которое может сохраняться в течение нескольких суток. Снижение температуры до 35 "С и ниже, позднее возвращение ее к нормально-

му уровню и значительные последующие колебания температуры тела обычно указывают на недостаточность механизмов терморегуляции.

В течение ближайших нескольких часов после рождения температура тела у здоровых новорожденных понижается на 1,5- 2 °С. На степень снижения температуры тела влияют вес ребенка, размеры его тела, количество первородной творожистой смазки, условия ухода за новорожденным. У здоровых детей температура тела вскоре начинает повышаться и через 12-24 ч достигает 36-37 °С. Аксиллярная температура при рождении составляет около 37,2 °С, через 2-3 ч падает до 35,7 °С, к 4-5-му часу постепенно повышается до 36,5 °С, а к 5-му дню жизни - до 37 "С. Обычно в первые дни жизни у здорового новорожденного отмечаются неустойчивость температуры, ее быстрые изменения при пеленании, после кормления. В течение последующих дней температура тела у новорожденных остается неустойчивой и лишь постепенно (к 1,5-3 мес) устанавливается температурная кривая, свойственная здоровым детям грудного возраста. В течение длительного времени температура тела у детей обычно остается на 0,3-0,4 "С выше, чем у взрослых, и лишь постепенно устанавливается на уровне взрослых. Снижение температуры в первые часы после рождения называется транзиторной гипотермией новорожденных. Она обусловлена действием более низкой, чем в утробе матери, температуры внешней среды и незрелостью механизмов терморегуляции. У детей, родившихся физиологически незрелыми и (или) недоношенными, а также у больных наблюдается более выраженная гипотермия, сохраняющаяся в течение нескольких суток.

Ректальная температура у детей обычно на 0,3-0,5 °С выше кожной, измеряемой в подмышечной впадине или в паховой области. После физических упражнений, особенно после бега, длительных прогулок и других нагрузок временное повышение ректальной температуры у детей больше, чем подмышечной, а разница температуры в этих областях может достигать 1 °С и более. При этом у детей имеет место скорее локальное, а не общее повышение температуры тела. Более высокая ректальная температура объясняется обильным кровотоком в этой области, близостью расположения продуцирующих тепло больших мышечных масс, продукцией тепла бактериальной микрофлорой.

Характер суточных колебаний температуры тела, или цир-кадного ритма, у разных детей варьирует, но относительно постоянен у отдельного индивидуума. Циркадный ритм отсутствует у новорожденных и детей раннего возраста и устанавливается после второго года жизни. У детей он более выражен, чем у взрослых. Наиболее низкая температура тела отмечается около 3 ч ночи, а самая высокая - с 17 до 18 ч. Разница между высшей и низшей точками температурного цикла у детей больше, чем у

взрослых. Эта разница у детей может достигать 1,4 °С. Суточные колебания температуры более значительны у девочек, чем у мальчиков. Размах колебаний температуры в течение суток при стабильной температуре окружающей среды в первые дни жизни составляет около 0,3 "С, к 2-3 мес увеличивается до 0,6 °С и к 3-5 годам - до 1 °С. Величина колебаний температуры тела зависит не только от возраста, но и от температуры окружающей среды, двигательной активности, эмоционального состояния ребенка, качества и количества принимаемой пищи, функционального состояния эндокринной системы, а также других факторов, влияющих на основной обмен, двигательную активность, сосудистый тонус. Клиническое значение циркадного ритма многогранно. Знание нормальных суточных изменений температуры помогает врачу избежать неправильной трактовки причин умеренного физиологического повышения вечерней температуры и восприятия ее как проявления гипертермии или лихорадки. Это же касается имеющих место рассуждений о «субнормальной температуре» в ранние утренние часы.

Циклические суточные колебания температуры тела у здорового ребенка устанавливаются к 1,5-2 мес жизни, что совпадает по времени с формированием суточных ритмов сердечных сокращений и частоты дыхания. У недоношенных детей суточная цикличность температуры устанавливается значительно позднее, чем у доношенных. Сохранение нормального циркадного ритма температуры у детей с заболеваниями головного мозга может свидетельствовать о том, что центральные механизмы терморегуляции у них не повреждены. В то же время, если не выявлено других причин, объясняющих отсутствие у ребенка циркадного ритма, это позволяет заподозрить наличие ложной лихорадки.

Относительная недостаточность теплопродукции у новорожденных, и особенно недоношенных, требует создания для них оптимального температурного окружения - термонейтральной зоны. Ее границами является диапазон температуры воздуха, окружающего ребенка, при котором нормальная температура тела поддерживается при минимальном напряжении механизмов ТП. Если для здоровых обнаженных новорожденных, родившихся в срок, границы термонейтральной зоны составляют 32-35 °С, то в этих условиях для глубоко недоношенного ребенка - 35- 36 "С. Для запеленутых новорожденных температурные границы этой зоны смещаются к 23-26-°С и 30-33 °С соответственно. К месячному возрасту температурные показатели термонейтральной зоны смещаются вниз на 1,5-2 °С, а ширина их диапазона увеличивается на 0,3-0,5 °С.

У здоровых новорожденных детей практически не наблюдается снижения температуры тела ниже 36-36,1 °С. Снижение температуры ниже этого уровня обычно отражает несостоятельность энергетического обмена и наблюдается, как правило, при гипотрофии I-III степени, тяжелой сердечной и сосудистой недостаточности, недостаточности функции печени, почек, понижении функции щитовидной железы, надпочечников, при гипогликемии и других тяжелых заболеваниях. Резко снижается температура тела при анафилактическом шоке, коллапсах аллергического происхождения.

Изменения температуры тела у детей могут быть вызваны различными причинами. Длительное влияние холода или жары может оказаться некомпенсированным еще недостаточно зрелыми механизмами терморегуляции и привести к значительному повышению (экзогенная гипертермия) температуры тела или ее снижению (экзогенная гипотермия), что часто возникает у недоношенных и незрелых детей.

Легко перегреваются при повышении температуры воздуха новорожденные, что обусловлено малой массой их тела, близостью значений температуры термоиндифферентной зоны и температуры тела, низкой функциональной активностью потовых желез. Перегреванию способствует также излишнее ограничение теплоотдачи одеждой.

При действии пониженной температуры воздуха у новорожденных усиливается теплопродукция, однако интенсивность этой реакции часто оказывается недостаточной для сохранения нормальной температуры тела, особенно при длительном воздействии холода. Максимальное повышение теплопродукции у новорожденных не превышает удвоенной величины основного обмена (у взрослого человека теплопродукция при охлаждении может увеличиваться на короткое время в 3-4 раза).

Таким образом, среди важнейших особенностей терморегуляции у новорожденных можно выделить: более высокий уровень теплоотдачи по отношению к теплопродукции; ограниченную способность увеличивать теплоотдачу при перегревании, а также повышать теплопродукцию при охлаждении; неспособность реагировать лихорадочной температурной реакцией из-за слабой чувствительности нейронов гипоталамуса к действию лейкоцитарного и других эндопирогенов и содержанию в крови в высокой концентрации аргинин-вазопрессина, снижающего температуру тела. Особенностью терморегуляции у новорожденных является отсутствие реакций повышения терморегуляционного тонуса и холодовой дрожи при понижении температуры тела. При быстром охлаждении у них возникают разнообразные некоординированные движения, сопровождаемые криком. Эта реакция служит сигналом для матери о необходимости устранить воздействие холода.

Новорожденный сразу после его появления на свет попадает в пока еще чуждый для него мир, где все - совершенно не так, как в утробе матери. В этом мире нужно дышать, слышать, смотреть, принимать пищу. Кроме того, в подавляющем большинстве случаев воздух, окружающий младенца после родов, имеет гораздо меньшую, чем утроба матери, температуру. Именно этот контраст запускает механизмы терморегуляции, которые заложены в каждом из нас на генетическом уровне.

В течение двух-трех часов после родов температура тела младенца снижается до 35,5 - 35,8°С (происходит так называемая транзиторная гипотермия), затем она повышается приблизительно до 37°С. На протяжении нескольких первых недель жизни новорожденного, пока его механизмы терморегуляции не начали функционировать «в полную силу», наблюдается неустойчивость температуры тела - она меняется при кормлении, купании, пеленании, на прогулках.

Терморегуляция у новорожденных и у детей первых месяцев жизни несовершенна, они плохо регулируют свою температуру тела, то есть плохо приспосабливаются к температуре окружающей среды, поэтому легко охлаждаются и перегреваются. Это связано с тем, что кожа малышей тонкая и нежная, сосудистая сеть развита хорошо, но кровоток регулируется несовершенно, потовые железы слабо функционируют, а центры терморегуляции незрелы.

  • если окружающие условия становятся некомфортными (например, при мокрых пеленках), а температура окружающего воздуха ниже температуры тела ребенка (то есть практически всегда), организм младенца быстро теряет тепло. Это, в свою очередь, с очень высокой вероятностью приводит к переохлаждению
  • при повышении температуры окружающего воздуха организм новорожденного начинает хуже отдавать тепло, что может вызвать перегрев тела
  • у младенцев ограниченная способность охлаждаться при перегревании, и согреваться при охлаждении
  • малыши неспособны реагировать лихорадкой из-за незрелости системы терморегуляции
  • у новорожденных отсутствуют некоторые реакции при понижении температуры тела, например, невозможность «включать» холодовую дрожь. О замерзании ребенок может только сообщить криком или нескоординированными движениями.

Комфортная одежда для новрожденных

С учетом нестабильности терморегуляции детей в первые недели и месяцы их жизни необходимо с особой ответственностью подходить к их одеванию.

  • Одна из важнейших рекомендаций звучит следующим образом: все предметы одежды для новорожденного должны быть изготовлены только из натуральных материалов. Если это условие соблюдается, кожа младенца будет дышать, на ней не возникнет раздражений и опрелостей, при этом теплообмен с окружающей средой будет осуществляться наилучшим образом.
  • Трикотажные комбинезоны , распашонки, боди для малыша и другая детская одежда не должна стеснять движений ребенка.
  • Форма шапочек для новорожденного, надеваемых на прогулки, должна быть такой, чтобы минимизировать вероятность их сползания с головы малыша, при этом ушки младенца должны быть закрыты.
  • В домашних условиях - при температуре воздуха, составляющей примерно 20°С - наибольший комфорт будет обеспечен ребенку при надевании на него хлопковой трикотажной одежды, например комбинезон-слип.

Новорожденный появился на свет из матки, где температура была довольно постоянной и составляла 38-38,5’C. На земле ни о такой температуре, ни о ее постоянстве мечтать не приходится. Поэтому процесс привыкания ребенка к новым температурным условиям должен проходить мягко и постепенно.

Термоадаптация – это процесс приспособления новорожденного и грудного ребенка к новому температурному режиму в условиях внеутробного существования. Термоадаптация новорожденного происходит во время ежедневных воздушных ванн, во время подмывания и купания при условии полноценного холдинга и грудного вскармливания.

Первоначально термоадаптацию младенца обеспечивает мама. С одной стороны, она должна продлить для ребенка условия внутриутробного комфорта, а с другой – дать ему возможность встретиться с новым миром, познакомиться с ним и безопасно адаптироваться к новым воздействиям. Чтобы обеспечить внутриутробный комфорт, мама носит малыша на себе, кормит его грудью, что удлиняет контакт с привычным материнским теплом.

Периодически она откладывает ребенка, чтобы обработать или переодеть его, в это время он принимает кратковременные воздушные ванны. Она также регулярно, 4-5 раз в день, подмывает ребенка.

Чтобы термоадаптация была полноценной, подмывать ребенка следует водой разной температуры. Для этого мама, не выбирая, подмывает его то холодной, то теплой водой. Через некоторое время ребенок начинает реагировать совершенно спокойно на воду любой температуры и просто терпеливо ждет, когда его закончат подмывать.

Переохлаждение и перегрев

Новорожденный не может самостоятельно поддерживать температуру своего тела, поэтому он чрезвычайно чувствителен к перегреву и переохлаждению. Мама должна согревать малыша своим теплом, чтобы не наступило охлаждение, и спасать его от жары, чтобы не было перегрева.

Наиболее чувствителен к охлаждению животик ребенка. Недостаточное согревание живота младенца нарушает работу его кишечника, что грозит вспучиванием. Кроме этого, охлаждение неблагоприятно влияет на работу почек и надпочечников. Чтобы определить, не холодно ли ребенку, мама в первую очередь должна ориентироваться на субъективное восприятие внешней температуры. Для этого она должна быть одета чуть легче, чем малыш, потому что новорожденному всегда будет холоднее, чем взрослому.

Например, если мама ходит в футболке и шортах, то ребенок должен быть одет в футболку или хлопчатобумажную распашонку, а если на маме свитер, то на ребенке должны быть распашонка, теплая кофточка и фланелевая пеленка.

Перегрев не менее опасен для организма ребенка и может привести к тепловому удару. Поэтому, если малышу жарко, с него следует снять лишнюю одежду, обмыть прохладной водой, чтобы ему стало комфортнее, а на улице его можно спрятать в тень.

Мама должна следить за температурой окружающей среды и при возможности регулировать ее, чтобы избежать неблагоприятных воздействий на ребенка.

Как понять, что ребенок замерз?

Если малыш не замерз, то его кожа должна быть ровного розового цвета, она не должна становиться синюшной или мраморной. При этом синюшность стоп и кистей рук младенца не является признаком охлаждения.

На ощупь кожа должна быть теплой или прохладной, но не холодной.

Теплыми должны быть подмышечные впадины, а также складки под коленями, в локтях, в паху. Холод в этих сгибах говорит об охлаждении ребенка.

Если ребенок лежал отдельно от матери 20 минут, во избежание охлаждения его следует взять на руки, чтобы согреть материнским теплом.

Закаливание

Благополучная термоадаптация является основой для дальнейшего закаливания ребенка. Закаливание – это формирование устойчивости организма по отношению к воздействиям внешней среды. Влияние температур является лишь одним из воздействий внешней среды.

Необходимость в закаливании должна быть обусловлена образом жизни. Если человек ходит по снегу, потому что ему необходимо каждый день выбегать за дровами, — это и есть самые оптимальные условия для закаливания.

Все искусственные меры не дают устойчивых результатов и даже могут подорвать здоровье. Для успешного закаливания немаловажно сознательное желание ребенка испытать свою выносливость, поэтому начинать закаливающие процедуры следует не ранее, чем в 5-6 лет. Именно в этом возрасте дети готовы испытать свой организм на выносливость.

http://www.mirwomne.ru/deti-do-goda/articles/fiziologiya-malischa/termoregulyaziya-u-grudnichka/

Внутриутробно плод находится в околоплодных водах, температура которых около 38,0 "С, тепло поступает ребенку через плаценту от матери, так как собственные механизмы терморегуляции еще не функционируют. При этом температура тела плода на 1 °С выше, чем у матери.

При рождении ребенок оказывается в среде с более низкой температурой, его кожа охлаждается, а это рефлекторно стимулирует самостоятельное дыхание, но только тогда, когда температура снижается в пределах 1,0-1,5 "С. Возможность увеличить собственную теплопродукцию (особенно если ребенок мокрый и раздет) низкая.

Для удовлетворительного состояния новорожденного необходима комнатная температура около 25,0 "С (для недоношенных до 28,0 °С), недопущение нахождения ребенка мокрым и неодетым, все процедуры следует выполнять на тепловом матрасе и под радиантным источником тепла; новорожденного нужно выкладывать только в кувез, предварительно согретый до 35,0 °С, необходим положительный телесный контакт с матерью.

Особенности терморегуляции у новорожденных

Нестабильность терморегуляции новорожденного обусловлена следующими факторами:

  • непропорциональное соотношение между малой массой тела новорожденного и относительно большой поверхностью его тела;
  • низкая теплоизоляция обусловлена наличием незрелого эпидермиса, плохой выраженностью (или практически отсутствием у детей с ЭНМТ) бурой жировой клетчатки и подкожного жирового слоя;
  • при рождении ребенка в условиях потери тепла испарением с кожи быстро возникает нарушение терморегуляции в виде гипотермии - температура кожи («оболочки») новорожденного снижается на 0,3 °С в минуту, а температуры внутренних органов («ядра» организма) - на 0,1 "С в минуту;
  • при охлаждении организма новорожденный не может адекватно увеличить потребление кислорода, что приводит к гипоксии;
  • в состоянии гипоксии значительно повышается потребление кислорода при обменных процессах (цикл Кребса) для поддержания адекватного уровня теплопродукции (необходима дополнительная оксигенация);
  • чем меньше гестационный возраст новорожденного, тем выше незрелость и функциональная недостаточность центральных механизмов терморегуляции (центр терморегуляции - область гипоталамуса).

Способы термометрии:

  • ректальная температура (риск травмы слизистой оболочки и перфорации прямой кишки, инфицирования, вагусная стимуляция) - среднее значение 37,5 °С, диапазон 36,8-37,6 °С;
  • аксиллярная температура - среднее значение 36,6 °С, диапазон 36,5-36,9 °С;
  • температура, измеренная в ротовой полости, - среднее значение 36,8 °С, диапазон 36,4-37,2 °С;

Для термометрии у детей используют электронные (показатели часто недостоверны), ртутные, ротовые (разрешены только с 4-летнего возраста) и ушные термометры.

Примечание . Для обогрева новорожденных не рекомендуется использовать резиновые грелки из-за невозможности контроля температуры воды.

При температуре поверхности пеленального столика и т. п. до 39-40 °С и выше - риск возникновения у новорожденного термического ожога.

Термометрия у новорожденных:

  • термометрию (по возможности) проводить в спокойном состоянии ребенка;
  • если новорожденный кричит, возбужден, то сначала желательно его успокоить, а температуру тела измерять спустя 15-20 мин;
  • перед проведением термометрии в подмышечной, паховой областях необходимо насухо их протереть;
  • для определения аксиллярной температуры термометр укладывают в подмышечную область и плотно прижимают плечо ребенка к грудной клетке, такое положение удерживают 5-10 мин;
  • для определения ректальной температуры новорожденного нужно положить на спину, поднять и развести ножки, смазать кожу в области ануса детским кремом или вазелиновым маслом, ввести термометр в задний проход ребенка на глубину 1,5-2,0 см, после чего свести ножки и удерживать в таком положении 3 мин, не выпуская из рук термометр (исключая риск травмы);

Новорожденный (особенно недоношенный) имеет свои индивидуальные показатели нормальной температуры тела, которые колеблются в зависимости от времени суток и способа термометрии. Однако существуют общие средние показатели нормальной температуры тела для новорожденных.

Показатели нормальной температуры тела новорожденных



Рассказать друзьям