Когда нормализуется терморегуляция у новорожденных. Три правила теплообмена у детей, которые нельзя игнорировать. Особенности терморегуляции у новорожденных

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Многие родители считают новорожденных уменьшенной копией взрослых, но эта позиция в корне не верна. Организм новорожденного и малыша первых лет жизни отличается от взрослого практически по всем параметрам. Поэтому у них зачастую встречаются такие болезни и состояния, которые у взрослых почти не возникают. Особое место в этом вопросе занимает терморегуляция и связанные с ней особенности ухода за малышом.

Система терморегуляции

Для нормальной жизнедеятельности температура тела человека должна сохраняться постоянной, что обеспечивается системой терморегуляции. В ходе сложных многоступенчатых физико-химических процессов происходит образование и отдача тепла. Баланс между теплопродукцией и теплоотдачей называют температурным гомеостазом, но у детей эта система несовершенна и требует поддержки извне.

Как работает система терморегуляции малыша?

Центр терморегуляции находится в гипоталамусе, особом отделе, расположенном в глубине мозга. Он реагирует на температуру притекающей к нему крови и концентрацию особых химических веществ - гормонов, пирогенов и медиаторов. В ответ на информацию от периферии организма он посылает импульсы, регулирующие процессы теплопродукции и теплоотдачи. Таким образом, терморегуляция осуществляется на уровне вегетативной нервной системы - то есть автономно (не зависимо от нашего разума).

Что такое теплопродукция

У людей теплопродукция осуществляется при помощи произвольных мышечных движений, непроизвольных сокращений мышечных волокон (дрожь при замерзании) и при помощи образования тепла «немышечным термогенезом». У новорожденных детей основным источником образования тепла является процесс окисления запасов бурого жира, которого у новорожденных примерно 7-8% (у взрослых его нет совсем). Он расположен на шее, около лопаток, в области грудины, около почек. Запасы бурого жира постепенно начинают формироваться у ребенка примерно с 28 недель внутриутробного существования. Именно с этого времени малыш уже будет пытаться образовывать тепло и поддерживать температуру тела, если родится ранее времени. Чем больше этого жира в организме ребенка - тем лучше малыш защищен от переохлаждения. Регуляцию расщепления жира регулируют надпочечники и щитовидная железа.

А вот механизмы мышечного дрожания выражены слабее - новорожденные почти не дрожат при замерзании, и усиление окислительных процессов при этом механизме не так активно. Если дети замерзают - они начинают плакать и активно машут конечностями, включается механизм активной продукции тепла.

Что такое теплоотдача

Для поддержания правильной температуры тела необходимо не только производить тепло, но и выделять его в окружающую среду, чтобы предотвратить перегрев. Теплоотдачу регулирует нервная система за счет изменения тонуса сосудов - чтоб отдать избыток тепла, сосуды кожи расширяются и теплая кровь приливает к поверхности. А при охлаждении происходит сосудистый спазм, что позволят теплу оставаться внутри тела и потери тепла уменьшаются. Но у детей нет такого выраженного теплоизолирующего подкожно-жирового слоя, поэтому, даже если у них спазмированы кожные сосуды, они могут все равно терять тепло с поверхности тела.

Процессы теплоотдачи, осуществляются при помощи четырех основных механизмов. Основным является конвекция - теплообмен между организмом малыша и воздухом или водой. Именно поэтому для малышей важно поддерживать определенный микроклимат в детской или ванной комнате. Нужно помнить, что у новорожденных сильные потоки воздуха могут вызвать значительные потери тепла, им важно избегать сквозняков в доме и сильного ветра на прогулке.

Вторым механизмом отдачи тепла является передача его от поверхности тела к другим предметам и поверхностям. Избегайте укладывания обнаженного ребенка на металлические чаши весов без теплой пеленки, старайтесь чтобы ребенок не контактировал с холодным поверхностями - не касался постоянно ручками стен, металлических деталей кроватки или коляски.

Отдача тепла осуществляется и путем излучения в инфракрасном диапазоне, идущем из глубины тела. Если окружающая среда намного прохладнее тела, излучение осуществляется во внешнюю среду достаточно активно. При повышении температуры среды до температуры тела ребенка (например, в жару) она практически прекращается. А вот если рядом будут холодные стены или окно, потери тепла будут очень сильными, в том числе и в центре тела. Помочь предотвращению подобных потерь может пеленание и одевание малыша, согревание его телом мамы. Кроме того, у новорожденных, особенно недоношенных, потери тепла наибольшие в области головки - он требует одевания шапочки или расположения в кроватке головой от стены.

Основным видом потери тепла у новорожденных является испарение - они могут терять влагу с кожи и легких, при выдохе. Ребенок рождается влажным, и его температура за счет испарения амниотической жидкости за первые минуты жизни снижается на 1-2 градуса. Это рефлекторно стимулирует первый вдох, но не должно приводить к переохлаждению малыша. Кроме того, за счет активных дыхательных движений с поверхности легких с жидкостью испаряется достаточно много тепла. А вот процесс потоотделения у детей не выражен, поэтому они легче взрослых перегреваются в жару.

Что считать нормой?

Температура детей в период новорожденности колеблется от 36.4 до 37.5°С, но при крике и плаче, беспокойстве может повышаться и до 38 °С и даже выше. В первые дни за счет потерь жидкости и родового стресса может повышаться температура до 38-38.5°С, но это быстро проходит. Чтобы измерить температуру, необходимо пользоваться ртутным или электрическим термометром. Это делается в подмышечной впадине, но сегодня появились еще и ушные термометры, быстрые и точные.

Уход за малышом в первые дни

Из-за испарения околоплодной жидкости новорожденный может резко охладиться. Поэтому после рождения его промакивают теплыми стерильными пеленками и кладут на грудь матери, накрывая и надевая шапочку. Если ребенок доношен, нахождение его голым при 25 градусах равносильно нахождению обнаженного взрослого при нулевой температуре. Температура груди матери 36-37°С, что согревает ребенка и позволяет настроиться и запуститься процессам терморегуляции. Со второго-третьего дня жизни терморегуляция ребенка постепенно настраивается, хотя в первые месяцы жизни он все еще быстро перегревается или переохлаждается.

Как создать ребенку климатический комфорт

Теперь, зная все особенности терморегуляции новорожденных малышей, необходимо правильно организовать за ними уход. Прежде всего, необходимо создать оптимальную температуру и влажности в детской - для новорожденных это около 25°С и 60% влажности. На протяжении первого месяца жизни температуру снижают до 23-24°С, а в полгода оптимальной температурой в доме является 20°С, а для сна 18-19 °С.

Такой температурный режим позволит ребенку не переохлаждаться. В то же время не будет и перегревания, если малыша правильно одеть. В домашних условиях при 25°С достаточно пеленания или хлопчатобумажного костюмчика с длинным рукавом и носочков.

Одним из важных моментов в формировании терморегуляции и общего развития малыша является кожный контакт с родителями - на время кормления маме рекомендуется обнажаться и прижимать к себе голенького малыша, прикрыв его тело сверху одеяльцем. Это полезно не только для теплового комфорта ребенка, но и для становления и поддержания лактации, налаживания эмоциональных связей. Во время колик также полезно проводить подобные мероприятия - но тогда в них может участвовать и папа, прижимая крошку к своему теплому животу. Контакт с родительским телом уравновешивает процессы теплопродукции и теплоотдачи - ребенок чувствует комфорт и засыпает.

При купаниях малыша необходимо правильно выбирать температуру воды и воздуха в ванной. Первоначально малыша купают в воде приближенной к температуре тела, а температура в ванне должна быть примерно 25-27 градусов, так как потери тепла осуществляются от непосредственного контакта с водой и потом влажная кожа испаряет сильнее. По мере роста малыша можно снижать температуры воздуха и воды - это закалит малыша и позволит ему лучше адаптироваться к смене погоды.

Замерз или перегрелся?

Если малыш замерз, он бледнеет, появляется синева в области носогубного треугольника, он беспокоен или заторможен. Однако прохладные ножки или ручки не признак замерзания - они всегда ниже температуры тела из-за более активной потливости и особенностей кровообращения и нервной регуляции. Если малыш замерзает, необходимо создать кожный контакт - ваше тело согреет его быстрее и лучше любых пеленок; ведь его теплопродукция еще замедлена, а от вас он получит живое тепло. Только вот случаи переохлаждения бывают редко - родители (а особенно этим грешат бабушки) стараются укутать малыша потеплее и натопить в комнате посильнее, приводя к перегреву.

Если при замерзании ребенок начнет плакать и активно двигаться, при перегревании он редко дает знать об этом вовремя - обычно перегрев замечается родителями уже при сильно выраженном болезненном состоянии. Это повышение температуры до 38-39°С, резкий приступ беспокойства или чрезмерная апатия, красные и резко влажные кожные покровы, отказ от груди. Опасность перегревания в снижении иммунитета и возможности из-за потливости быстрее охладиться (помним о процессе испарения).

Но как же определить, правильно ли одет малыш? это просто - потрогайте тыльную поверхность шеи, она должна быть сухой и теплой. Если же она влажная и горячая, вы перестарались с пеленками или одеждой, а если она сухая и прохладная, значит малышу прохладно.

На прогулках

Гулять полезно любому ребенку, начиная с первых дней жизни. Но, чтобы не навредить малышу, необходимо его правильно одевать и гулять в комфортных условиях. Начинаем выходить на прогулки с момента возвращения из роддома летом и на 10-й день зимой. Температура воздуха для прогулок выбирается от - 10 до + 30 градусов.

Для первых прогулок выбирайте безветренные и не дождливые дни, по мере адаптации со второго-третьего месяца можно гулять практически в любую погоду (кроме града, гололеда и шторма). Постепенно прогулки должны занимать в день не менее 2 часов - по часу утром и вечером.

Если малыш в коляске - следите за тем, чтоб солнце не перегревало воздух внутри нее, лучше выбрать тень или откинуть колпак, дав малышу насладиться солнышком. Если малыш гуляет в коляске и не двигается - на него нужно надевать на один слой больше, чем вы надеваете на себя. Возьмите с собой одеяльце в коляску, если будет ветер - можно слегка прикрыть (но не закутать) малыша.

На прогулке проверить комфортность его одежды также просто - потрогайте его шею. Многие мамы щупают носик, который, также как и ножки с ручками, обычно холоднее тела и не является показателем замерзания.

Подержание температуры тела для ребенка является одной из важных жизненных задач. От родителей во многом зависит, насколько правильно сформируется и будет функционировать система терморегуляции. Ее, так же как и весь организм, можно тренировать при помощи закаливания; эти процедуры стоит начать с рождения - тогда ребенок будет лучше переносить колебания температур и влажности, меньше болеть.

Физическая теплорегуляция у детей. Физическая теплорегуляция появляется с 3-4 месяцев после рождения. Теплорегуляция детей отличается от теплорегуляции взрослых. Эти отличия зави­сят прежде всего от тонкости кожи, значительно большего разви­тия ее капилляров, сравнительно большего ее кровоснабжения и от разницы в количестве, строении и функции потовых -желез. Чем младше дети, тем больше теплоотдача на 1 кг веса тела, так как тем выше уровень обмена вещества на кг веса тела по сравнению со взрослыми.

Потоотделение у взрослых и детей делится на психическое, вы­зываемое эмоциями и умственной деятельностью, и тепловое, вы­зываемое повышением температуры. Различают незаметное небольшое потоотделение, которое происходит непрерывно с испарением пота сразу после выделения, и заметное большое потоотделение, с накоплением капель пота на поверхности кожи, вызванное мышечной и.умственной деятельностью, эмоциями, по­вышением температуры внешней среды. При некоторых эмоциях выступает «холодный пот», так как одновременно с потоотделе­нием" суживаются кровеносные сосуды кожи.

После рождения потоотделение при повышении температуры внешней среды возникает только на 2-18-й день, в среднем на 3-5-й день. Психическое потоотделение при комнатной темпера­туре появляется значительно позднее - на 33-37-й день. Эта раз­ница в сроках возникновения теплового и психического потоотде­ления зависит от того, что тепловое потоотделение регулируется начинающей созревать раньше гипоталамической областью, а пси­хическое- позднее созревающими большими полушариями голов­ного мозга и производится крупными потовыми железами, также созревающими позднее. Потоотделение на ладонях, возникающее при психических переживаниях, становится максимальным к 5- 7 годам, а затем оно постепенно снижается.

До 7 лет в подмышечных впадинах психическое потоотделение не наблюдается; оно появляется у детей старше 7 лет и с возра­стом увеличивается.

У детей, до 1 года тепловое потоотделение недостаточно для от­дачи тепла испарением. Поэтому с повышением температуры


внешней среды у них увеличивается температура тела. Только с 2-3 лет теплоотдача при перегревании вследствие значительного потоотделения становится достаточной. При охлаждении кожи пиломоторный рефлекс («гусиная кожа») появляется только после 1,5 лет, заметным становится с 2 лет. Это зависит от еще недостаточного развития до 2-3 лет гипоталамической области, регулирующей механизмы поддержания постоянства температуры, теплоотдачу потоотделением и пиломоторный рефлекс.

У детей незаметное потоотделение совершается непрерывно, при этом пот испаряется с поверхности кожи после выделения. Когда пота образуется много, он скопляется на поверхности кожи в виде капель (заметное потоотделение). До 4 месяцев заметное потоотделение выражено слабо, а незаметное потоотделение, на­оборот, в первые месяцы жизни выражено больше, но с увеличе­нием роста и веса ребенка уменьшается. С возрастом потоотделе­ние увеличивается на некоторых участках тела.

Заметное тепловое потоотделение в подмышечной впадине по­является у всех детей 7-8 лет, у девочек раньше.

Скорость появления пота при действии тепла с возрастом уменьшается. Торможение потоотделения при действии холода к 7 годам достигает такого же уровня как у взрослых.

До 9-13 лет дети потеют значительно быстрее, чем взрослые. Зимой количества пота у детей примерно в 2 раза больше, чем у взрослых, летом эта разница сглаживается. К 14-16 годам дет­ский тип потоотделения превращается во взрослый.

Уже в первые часы и дни у новорожденного наблюдается теплорегуляторное изменение сосудов кожи. Однако в течение первых 2-3 недель физическая и химическая теплорегуляция недоста­точна, поэтому при температуре воздуха 15° С имеется опасность охлаждения.

Организм детей в раннем детстве и младшем школьном возра­сте менее приспособлен к борьбе с охлаждением, чем организм взрослых. А дети 11-14 лет лучше переносят холод, чем взрос­лые, так как кровоснабжение кожи у них относительно больше.

Дети, особенно в раннем детстве, больше отдают тепла при ис­парении пота, чем взрослые, так как поверхность кожи на 1 кг веса тела и количество потовых желез на 1 см 2 у них больше.

В первые месяцы жизни температура кожи наиболее высокая, затем постепенно снижается; на разных участках кожи она раз­лична. Самая высокая температура отмечается в области кожи над печенью и щитовидной железой. На ногах и руках темпера­тура кожи постепенно снижается к стопам и кистям; на внутрен­ней стороне она больше, чем на внешней. Температура кожи пра­вой половины тела незначительно выше, чем левой. У детей темпе­ратура кожи отличается большой неустойчивостью. С возрастом ее колебания на руках и ногах увеличиваются, а на туловище - уменьшаются. До 7 лет рефлекторное повышение температуры кожи при увеличении температуры внешней среды меньше и она


быстрее возвращается к исходной. С 7 лет этот рефлекс протекает почти как у взрослого.

Нормальная температура тела детей устанавливается в зави­симости от достаточного и правильного питания.

Теплорегуляция у детей при мышечной работе. У подростков, юношей и девушек 13-18 лет непосредственно после начала ин­тенсивной мышечной работы температура кожи вследствие суже­ния ее сосудов во время мышечной работы понижается на 1оС. Наоборот, через несколько минут после окончания работы кож­ная температура в результате повышенной теплопродукции и рас­ширения сосудов кожи повышается на 1-2° С.

У физически развитых детей 7-15 лет при повышении темпе­ратуры тела во время мышечной работы наблюдается высокая производительность труда, а у физически недостаточно развитых того же возраста такое же повышение температуры тела значи­тельно снижает работоспособность. У хорошо овладевших произ­водственным навыком изменения температуры тела наступают, как правило, в начале выполнения трудового навыка, а у недоста­точно владеющим им - в конце выполнения.

Физические упражнения значительно изменяют температуру кожи. Например, у школьников 13-18 лет через 30-60 сек после окончания бега на короткие дистанции (100 м) температура кожи на всех участках понижалась (до ГС), а через 2-3 мин повы­шалась на всех участках на 1-2° С. После окончания бега на большие дистанции (800-1500 м) наблюдалось только увеличение температуры кожи на всех участках - через 30-60 сек и через 2-3 мин. Очевидно, понижение температуры кожи было обуслов­лено сужением ее кровеносных сосудов, а повышение - их расши­рением. Бег и велогонки вызывали повышение температуры в под­мышечной впадине, особенно велогонки (до 39° С), а плавание - резкое падение ее на всех участках. При плавании вольным сти­лем температура кожи падала больше, чем при плавании стилем баттерфляй.

Известно, что центральным системообразующим фактором каждой функциональной системы является результат ее деятельности. Приспособительным результатом деятельности системы терморегуляции является поддержание оптимальной температуры в организме, обеспечивающей нормальное течение его обменных процессов.

У плода терморегуляция обеспечивается за счет матери. Теплопродукция плода составляет всего 10-15% теплопродукции матери, а теплоотдача происходит через плаценту, что при постоянной температуре окружающей плода среды позволяет сохранить его изотермию.

Основной особенностью системы терморегуляции у детей является недостаточность ее регуляторных процессов. Несовершенство механизмов терморегуляции у детей объясняется рядом причин:

  • незавершенным развитием нервного центра химической терморегуляции;
  • несовершенством механизмов теплоотдачи (физической терморегуляции). У детей недостаточно развиты сосудодвигательные реакции, регулирующие кровоснабжение кожи и, следовательно, теплоотдачу;
  • большей относительной поверхностью тела ребенка - чем младше ребенок, тем большая поверхность тела приходится на единицу массы. Поскольку величина теплоотдачи зависит от величины поверхности тела, у детей этот процесс осуществляется более интенсивно по сравнению с взрослыми. В связи с этим потребность в образовании тепла также выше у детей, чем у взрослых;
  • особенностями строения кожи как периферического аппарата физической терморегуляции (обильность кровоснабжения, тонкость эпидермального, подкожно-жирового и рогового слоев, слабое развитие потовых желез).

Усиление теплопродукции при охлаждении или ослабление при нагревании (химическая терморегуляция) наблюдается уже у грудных детей. Особенностью механизмов увеличения теплопродукции у детей грудного возраста является отсутствие терморегуляторнои реакции дрожания. Усиление теплопродукции мышц при охлаждении достигается у них повышением так называемого терморегуляторного тонуса. Это доказывается регистрацией биоэлектрической активности мышц, которая увеличивается при охлаждении ребенка. У новорожденных важным источником тепла является бурая жировая ткань.

Механизм отдачи тепла (физическая терморегуляция) у новорожденного и грудного ребенка развит недостаточно, поэтому очень легко происходит столь опасное для ребенка перегревание. У новорожденных детей уже осуществляется рефлекторная регуляция просвета кожных сосудов: сужение сосудов кожи при холодном воздействии как на месте охлаждения, так и на симметричном участке кожи. Но латентный период реакции велик, а интенсивность мала. Таким образом, в раннем возрасте основным механизмом, поддерживающим постоянство температуры тела, является химическая терморегуляция. С возрастом увеличивается роль физической терморегуляции. В качестве границы перехода от одного типа поддержания постоянства температуры тела к другому выделяют 9-летний возраст.

После 1-1,5 лет до 4-5 лет отмечается большой поток тепла через единицу поверхности тела (скорость роста замедляется, интенсивность основного обмена еще высокая). Высокий уровень теплопродукции в этом возрасте служит фактором компенсации потерь тепла, обусловленных недоразвитием физической терморегуляции. В 6-7-летнем возрасте отмечается увеличение возможности физической терморегуляции с одновременным снижением роли химической (развитие мышечной стенки артерий и артериол, увеличение возможности перераспределения крови). В возрасте 10 лет для девочек и 11-12 лет для мальчиков (препубертатный период) в результате гормональных перестроек происходит снижение возможностей физической терморегуляции, которая компенсируется возрастанием роли химической терморегуляции. С появлением первых признаков полового созревания отмечается становление достигнутого к 10 годам соотношения баланса физической и химической терморегуляции. Физическая терморегуляция совершенствуется тем интенсивнее, чем раньше начаты закаливающие мероприятия.

Вследствие несовершенства механизмов терморегуляции организм ребенка отличается термолабильностю, т.е. неустойчивостью температуры. Эта термолабильность особенно резко выражена у детей раннего возраста. Так, прием пищи, беспокойство, движения, сон, голод, случайные охлаждения очень легко сказываются на их температурной кривой. С 6-10 мес эти колебания становятся меньшими. Имеется высокая зависимость температуры тела от температуры окружающей среды: если она ниже 20°С, то наступает быстрое охлаждение новорожденного, выше 35°С - перегревание.

Температура тела у только что родившегося ребенка (при измерении в прямой кишке) колеблется от 37,7 до 38,2°С, т.е. обычно на 0,1-0,6°С выше ректальной температуры матери. Это зависит от способности плода к самостоятельной теплопродукции. Через 30-60 мин после рождения температура тела у ребенка заметно снижается и через 2-3 ч падает на 2,0-2,5°С. Затем у здоровых детей температура вновь начинает повышаться и через 12-24 ч (иногда через 2-3 дня) достигает 36,0-37,0°С. Сильно выражена температурная асимметрия разных участков кожи. В течение еще нескольких дней температура у новорожденных носит несколько беспорядочный характер, и лишь постепенно устанавливается температурная кривая, свойственная здоровым детям грудного возраста. Причинами первоначального снижения температуры тела у новорожденных является резкое изменение температуры окружающей среды и не сразу установившаяся у новорожденного физическая терморегуляция.

Для грудного ребенка не характерна монотермия. Средние колебания разницы между максимальной и минимальной температурами в течение суток у новорожденных равны приблизительно 0,4°С, а у более старших детей могут доходить до 1°С. К полугоду формируется суточный ритм изменений температуры тела.

Новорожденный легко переносит снижение температуры тела на 3-4°С, но очень тяжело - повышение. Перегревание ребенка наступает чрезвычайно легко, так как у него малая масса тела и для ее нагрева требуется меньше времени и энергии. Если температура повышается более чем на 2°С, то это вызывает не только болезненное состояние, но представляет опасность для жизни. Этим, по-видимому, объясняется особенность и биологическая целесообразность сосудистых реакций на ранних стадиях онтогенеза - расширение сосудов как на согревание, так и на локальное охлаждение кожи. Однако имеется и риск переохлаждения организма, так как увеличение теплопродукции может происходить не более чем в 2 раза, и только за счет химической терморегуляции, практически отсутствует механизм холодовой дрожи, низкая чувствительность холодовых рецепторов.

Постепенно сосудистые реакции становятся более совершенными: уменьшается их латентный период, продолжительность, скорость возвращения к исходному уровню. Но даже к 7-12-летнему возрасту они не достигают уровня взрослых.

Установлено, что между величиной температуры кожи и возрастом человека имеется обратная зависимость: чем он младше, тем выше температура его кожи. У лиц женского пола в возрасте 8-12, 18-25 лет температура кожи выше, чем у мужчин. В возрасте 1-3 года, 4-7 лет половые отличия в температуре кожи не проявляются. Скорость восстановления температуры кожи после местного охлаждения у лиц младшего возраста больше, чем у старшего.

В адаптации к температурным воздействиям большое значение имеет закаливание, т.е. упражнения, тренировка сосудистых и нейрогуморальных процессов (холодное обтирание, купание, воздушные ванны и т.д.). Это способствует увеличению толщины эпидермального слоя кожи, тренировке сосудистых реакций и потовых желез, т.е. развитию структурно-функционального аппарата кожи.

Таким образом, развитие системы терморегуляции связано с увеличением массы тела, участвующей в теплопродукции, и уменьшением относительной площади поверхности тела, с которой происходит теплоотдача; формированием потовых желез, способствующих теплоотдаче; улучшением теплоизолирующих свойств кожи за счет толщины слоя подкожной жировой клетчатки; совершенствованием регуляции сосудистых реакций на охлаждение и нагревание; снижением нижней границы термонейтральной зоны, что уменьшает зависимость организма от изменений температуры среды.

Вопросы и задания

  • 1. Раскройте понятие ассимиляции и диссимиляции.
  • 2. В чем заключаются особенности белкового обмена у детей?
  • 3. Расскажите об особенностях углеводного обмена у детей и подростков.
  • 4. Дайте характеристику жирового обмена детей и подростков.
  • 5. В чем проявляются особенности водно-минерального обмена детей и подростков?
  • 6. Дайте краткое представление о возрастных изменения основного обмена и половых различия в общем суточном расходе энергии.
  • 7. Расскажите о нормах и режиме питания детей.
  • 8. Перечислите основные особенности энергетического обмена у детей и подростков.
  • 9. Каковы особенности терморегуляции у детей и подростков?

Терморегуляция - сложный процесс, отражающий проявления тонкого взаимодействия организма человека с внешней средой. В ее осуществлении принимают участие различные звенья нервной и гуморальной систем.

Физиологические механизмы, которые обусловливают постоянство температуры тела, т. е. осуществляют терморегуляцию, делят на химические и физические. Химическая терморегуляция обеспечивает повышение теплопродукции, когда происходит охлаждение организма (понижение окружающей температуры, повышенный расход тепла). Основным источником продукции тепла у человека служит скелетная мускулатура (сокращение мышечных волокон или повышение их тонуса). Вторым важным источником теплопродукции является печень наряду с остальными органами пищеварения. Физическая терморегуляция осуществляет процессы отдачи тепла телом путем конвекции, радиации и испарения, при этом основную роль играют кровеносные сосуды кожи. Разделение терморегуляции на химическую и физическую в известной мере условно, так как они тесно связаны между собой и взаимно обусловлены.

Считают, что теплопродукция и сохранение тепла в организме регулируются в основном задними ядрами гипоталамуса, а потеря тепла и снижение теплопродукции осуществляются с помощью регулирующего влияния преимущественно передних ядер гипоталамуса. Удаление гипоталамуса приводит к потере способности регулировать температуру тела, делает животное пойкилотермным.

Важную роль в теплорегуляции играют и железы внутренней секреции, особенно щитовидная железа, надпочечники и гипофиз, гормональная деятельность которых регулируется нервной системой. Роль этих желез сводится главным образом к влиянию па теплопродукцию. Воздействие их на теплоотдачу значительно меньше.

Теплорегуляция у новорожденных детей имеет ряд особенностей, связанных с морфологической и функциональной незрелостью центральных и периферических механизмов. У недоношенных детей незрелость коры больших полушарий выражена больше, чем у доношенных новорожденных. Одной из причин несовершенства терморегуляции у преждевременно родившихся детей, по-видимому, является глубокая функциональная незрелость межуточного мозга. У плода все ядра гипоталамуса к моменту рождения сформированы и по топографии, строению и форме похожи па ядра взрослого человека. Однако структурная дифференцировка гипоталамических образований еще не закопчена и осуществляется значительно позже.

Многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных авторов было показано, что механизм химической теплорегуляции у новорожденных детей развит достаточно хорошо. Уже в первые часы после рождения даже у недоношенных детей, которые подверглись охлаждению, увеличивается теплопродукция. Совершенствование химической терморегуляции у доношенных новорожденных, по мнению О. В. Бепевской, наступает к концу 1-го месяца, а у недоношенных детей - на 3-4-м месяце жизни. Неполноценность терморегуляции в периоде новорожденное связывают с недоразвитием физического звена терморегуляции.

Интересен вопрос об источнике продукции тепла у доношенных и недоношенных новорожденных. Как известно, у детей этого возрастного периода нет реакции дрожания при понижении температуры окружающей среды, т. е. они способны к образованию теплопродукции без включения мышечной активности. Процессы песократительного тормогенеза осуществляются путем активации симпатической нервной системы - специфическим медиатором является норадреналин.

Исследованиями последних лет показано, что мощным источником продукции тепла является бурая жировая ткань. Бурая жировая ткань, развивающаяся из мезенхимальных клеток, у детей расположена в межлопаточиой и аксиллярных областях, в области щитовидной и зобной желез, перикарда, вокруг пищевода, почек и надпочечников, трахеи, в брыжейке тонких кишок, в паху и по ходу больших сосудов. Полагают, что при холодовом воздействии у новорожденных происходит окисление жирных кислот в бурой жировой ткани, в результате чего выделяется большое количество тепла, происходит нагревание ткани и крови в близлежащих сосудах.

Наши наблюдения за ректальной и кожной температурой у новорожденных, подвергшихся охлаждению, проведенные в Институте педиатрии АМН СССР совместно с И. А. Корниенко, В. Н. Богачевым, Ю. М. Павловым и В. Н. Цукановым, показали, что средняя температура; межлопаточной области всегда выше; чем средняя температура кожи остальных участков тела. Полученные нами результаты согласуются с мнением Silverman , который также связывает подъем температуры в межлопаточной области у детей с повышением теплопродукции в бурой жировой ткани. Обследование детей с помощью тепловизора, позволяющего измерять интенсивность инфракрасного излучения тканей, подтвердило данные, полученные при использовании обычных методов исследования. У здоровых доношенных и недоношенных новорожденных ответ на охлаждение при температуре 21-23°, несмотря на различные индивидуальные особенности, всегда связан с активацией теплопродукции в бурой жировой ткани.

Образование тепла в результате повышения интенсивности обмена под влиянием охлаждения происходит, безусловно, не только в клетках бурой жировой ткани. Эти процессы протекают также и в других тканях, но роль теплообразования в бурой жировой ткани в период новорожденное весьма значительна.

До рождения ребенка «тренировка» терморецепторов и вообще всей системы теплопродукции сведена до минимума благодаря достаточно высокой стабильности температуры тела беременной женщины. Переход ребенка к внеутробному существованию сопровождается прежде всего мощной нагрузкой на терморецепцию, поскольку температура окружающего его воздуха на 10-14° ниже той температуры, при которой развивается плод.

У только что родившегося ребенка температура, измеренная в прямой кишке, колеблется от 37,7 до 38,2°. По данным А. В. Токаревой, в первые часы жизни температура тела новорожденного соответствует температуре тела матери. В возрасте 3 часов жизни температура понижается до 35,2°, а затем снова повышается. В первые 5 дней жизни температура тела подвергается значительным колебаниям, с 6-го дня она устанавливается на относительно постоянном уровне (36,2°), хотя полная стабилизация ее происходит лишь в начале 2-го месяца жизни.

У недоношенных детей, по данным Ю. А. Мучеидзе, который проводил свои наблюдения в клинике для недоношенных детей Института педиатрии АМН СССР, уровень ректальной температуры, несмотря на специальные меры согревания, в первые 10 дней жизни находится на довольно низких цифрах (35,3°). Это означает, что функция теплообразования в физиологически незрелом организме, каким является недоношенный ребенок, не в состоянии обеспечить тот уровень тепловой энергии, при котором осуществляется нормальная жизнедеятельность. Отмечены резкие колебания температуры тела в течение суток, выраженные тем более, чем больше степень недоношенности ребенка. У детей в возрасте 1 месяца температура приобретает относительную устойчивость (средний ее уровень 37,2°).

Большую роль в сохранении температуры тела играют кожные покровы с их сосудистой системой. Для доношенных детей характерен высокий уровень кожной температуры по сравнению со взрослым человеком, что объясняют высоким уровнем обмена веществ, превалированием сосудорасширяющих реакций, особенностями строения кровоснабжения кожных покровов. Температура кожи центральных участков тела у доношенных новорожденных выше, чем на периферических участках. В первые дни жизни температура кожи на левой половине тела выше, чем на правой, по данным 11. Коевой-Славковой, на 0,17°. А. В. Токарева также отмечала асимметрию кожной температуры у детей на протяжении всего периода новорожденности. По ее данным, самый высокий уровень температуры кожи в первый день жизни был отмечен в области подреберий (35,2°), на коже груди (34,9°), кистей рук (34,5°), а самый низкий - на пальцах стоп (31,7°).

Для недоношенных детей, по данным 10. А. Мучаидзе, характерны более высокие показатели температуры кожи, чем для доношенных и взрослых. Чем более недоношен ребенок, тем кожная температура у него выше. Таким образом, недостаточность функции теплообразования у недоношенных детей усугубляется рассеиванием тепла через кожное излучение. У недоношенных детей температура кожи проксимальных отделов конечностей не всегда превышала температуру кожи дистальных отделов, иногда равнялась ей или была ниже. Максимальная разница температуры кожи на различных участках тела у недоношенных детей первых 10 дней жизни составляла 2,5°, в возрасте 1 месяца — 1,4°.

Понижение кожной температуры при отсутствии изменений со стороны ректальной температуры начинается только на 3-м месяце жизни, что можно считать внешним проявлением начала сосудистой регуляции кожного излучения у этих детей.

Исследование рефлекса Щербака у недоношенных детей, проведенное Ю. А. Мучаидзе, позволило получить более углубленную характеристику уровня зрелости механизмов терморегуляции. При погружении руки ребенка на 15 мин в ванну с теплой водой вместо ожидаемого подъема температуры тела, который имеет место у взрослых, ректальная температура у недоношенных детей первых 10 дней жизни падала на 0,4-1,2°. Повышения температуры до исходного уровня не наблюдалось в течение 4-5 ч. У детей, весивших при рождении более 1500 г, колебания кожной температуры были сходны с ректальной. У детей с очень низким весом при рождении кожная температура давала более выраженные сдвиги на руке, противоположной нанесению теплового раздражения. Можно думать, что описанный тип реакций у детей первых- 10 дней жизни на тепловую пробу свидетельствует о неспособности к экстренной стабилизации температуры внутренней среды организма. Только с конца 2-го - начала 3-го месяца жизни происходит некоторая нормализация ответных данных при пробе Щербака.

Несогласованность в системе механизмов, обеспечивающих теплопродукцию и теплоотдачу, свидетельствуют о том, что к 6-7 месяцам внутриутробного развития функциональная система терморегуляции еще не сформировалась как единица физиологической интеграции.

Установление суточной периодики температуры тела может указывать на время совершенствования функции терморегуляции со стороны высших центральных механизмов. В литературе нет четких сведений об этом процессе. Н. А. Архангельская считает, что уже с первых дней после рождения у детей наблюдается суточная периодика температуры тела, обратная по значению той, которая имеется у матери. Н. Коева-Славкова наблюдала дневное повышение температуры и ночное снижение ее, т. е. суточную периодику у доношенных новорожденных уже на 4-5-й день жизни.

В. Н. Богачев, изучавший функцию терморегуляции у новорожденных и детей грудного возраста, отметил появление суточного ритма температуры тела у доношенных детей в возрасте 1 месяца. Однако он считает, что появившаяся периодика температуры тела еще в значительной степени отличается от той, которая наблюдается у взрослых. Суточный ритм частоты сердечных сокращений и дыхания у этих детей начинают коррелировать с температурой тела с начала 2-го месяца жизни.

Hellbrugge , который всесторонне изучал становление циркадных ритмов у новорожденных, считает, что суточная периодика температуры тела устанавливается на 2-3-й недели жизни.

Температурный анализатор у недоношенных детей развивается медленнее и созревает структурно и функционально в более поздние сроки. По данным Ю. А. Мучаидзе, у недоношенных детей первых 3 месяца жизни суточная периодика температуры тела отсутствует, и только к концу 3-го - в начале 4-го месяца у некоторых детей, весивших при рождении 2000 г, появляется склонность к дневному повышению температуры и некоторому снижению ее ночью. Это, по мнению автора, может свидетельствовать о включении коркового отдела температурного анализатора.

В силу морфологической и функциональной незрелости недоношенного ребенка резервы теплообразования у них крайне ограничены. Даже при воспалительных заболеваниях, при которых повышение температуры является специфичным, гипертермии у недоношенных детей, как правило, не возникает.

Исследования Ю. А. Мучаидзе показали, что выхаживание глубоконедоношенных детей в кювезах закрытого типа (т. е. в условиях, ограждающих их организм от излишних потерь энергии) ускоряло созревание функции терморегуляции.

Так как в раннем онтогенезе совершенствование химической терморегуляции предшествует физической, то в связи с этим у новорожденных легко наступает перегревание. Причина этого лежит не только в недостаточной регуляции выделения тепла путем конвекции и радиации, но и в особенностях потоотделения. Потовые железы у новорожденных еще недоразвиты и секреция пота у них ограничена. Начало потоотделения зарегистрировано у некоторых детей на 4-й день, наиболее отчетливо эта реакция выявлялась у детей в конце 3-й - начале 4-й недели. Корреляции между весом ребенка и началом появления потоотделения установлено не было. Дети первых 7-10 дней жизни плохо переносят и охлаждение. А. В. Токарева показала, что у новорожденного ребенка, оставленного без одежды при температуре 26° и даже 28°, наблюдается падение температуры кожи, появляются беспокойство, икота, акроцианоз, мочеиспускание.

Несовершенство терморегуляции у новорожденных, которое в общих чертах заключается в сниженной теплопродукции и увеличенной теплоотдаче, следует учитывать при организации их температурного режима. Это имеет прямое отношение и к доношенным новорожденным, у которых в первые 7-10 дней жизни происходит совершенствование химической регуляции, обмена веществ и относительная стабилизация температуры тела. Суточная теплопродукция, которая, по данным В. П. Спириной, у доношенных новорожденных в первый день жизни равна 45 кал, повышается в последующие дни и на 7-й день составляет 58 кал. Оптимальным температурным режимом для доношенных и недоношенных новорожденных следует считать тот, при котором ребенок сохраняет постоянную температуру тела при наименьшем напряжении терморегуляции.

Новорожденный ребенок кажется самым беззащитным и неприспособленным существом на свете. Молодым родителям поначалу порой сложно справиться даже с боязнью брать его на руки — таким хрупким выглядит кроха.

Источник: shutterstock

Что уж тут говорить о приспособленности к внешней среде — ясно, что малыша хочется защитить. Обнять и, конечно же, укутать получше — чтобы не замерз.

Пресловутые шерстяные носки и свитера с шапочками, которыми истязали нас в детстве бабушки, больше не кажутся излишеством, когда в доме появляется новорожденный.

Однако в последние годы акушеры и педиатры все больше говорят о том, насколько вреден перегрев для ребенка. Оказывается, в своем желании защитить кроху от простуды мы можем навредить его здоровью.

Теплообмен у грудничка разительно отличается от теплообмена взрослого человека. Но, увы, на курсах для молодых родителей об этом почему-то часто забывают предупредить. О правилах теплообмена у малыша, которые должны знать все родители, рассказывает доктор Александр Кобаса.

Существует несколько простых правил отношения к теплообмену у маленьких детей.

Правило № 1

  • Когда взрослому человеку прохладно — ребенку комфортно.
  • Когда взрослому человеку комфортно — ребенку тепло.
  • Когда взрослому человеку тепло — ребенку жарко.
  • Когда взрослому человеку жарко — ребенок перегрет

Правило № 2

Второе правило — ребенок должен быть одет согласно температуре воздуха.

Правило № 3

Третье — дети проще переносят охлаждение, нежели перегревание.

Если ребенок остыл, согреть его очень легко. Нужно раздеться самой, раздеть ребенка догола, положить на себя и сверху укрыть. Ребенок быстро согреется. А вот при перегреве ситуация обстоит сложнее!



Рассказать друзьям