Интервью король и шут. Интервью с группой "король и шут" А что сначала идет текст или музыка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

интервью

Саунд чек группы "Северный Флот" 15.11.2018

15 ноября в харьковском арт-клубе «Жара» выступила популярная российская группа «Северный Флот», основанная музыкантами группы «Король и шут» в 2013-м году, после смерти лидера группы Михаила Горшенева.

Концерт прошел замечательно: «Северный Флот,только вперед!» — кричала толпа. Музыканты во главе с солистом Александром Леонтьевым (который также является и гитаристом, и автором текстов и музыки), отлично отработали программу. Вышли на бис, во время которого прозвучала старая песня «Короля и шута» «Счастье».

Концерт был посвящен презентации нового альбома «Иной». Нам удалось пообщаться с группой перед концертом, и поприсутствовать на саунд-чеке.


Как доехали? Вчера еще были в России?

А. Л.: Да, мы еще вчера вечером были в Белгороде. Вылезли из поезда, и на автобусе двинули сюда. Просто на автобусе границу как-то проще проходить. У нас же куча аппаратуры, все эти декларации заполнять… Короче, геморрой.

С приездом! Рады приветствовать в Харькове. Как вам вообще наш город? Какой раз у нас?

А. Л.: Харьков… За парней всех говорить не буду. Но думаю, то же самое. Нам Харьков всегда нравился. Не приплетая политику, я родился в СССР, для меня мы все равно, конечно, братья. Хотя сейчас, сами понимаете, много чего, конечно, происходит уже много лет. Без обид, но Харьков, наверное, среди городов самый русский. Может потому что близко к границе. Как-то Харьков производит впечатление, ну не будем говорить российского, советского города. Тем более, здесь так и осталось все более-менее похожим на то, что было.

Мы тут с небольшими перерывами, наверное, уже лет 20 как приезжаем. Когда-то приезжали с «Королем и Шутом», сейчас вот с «Северным Флотом». Харьков у нас в турах всегда. Тем более что у нас в «Короле и Шуте» был директор Сашка Гордеев, может он сегодня придет, он из Харькова, например. И у нас тут всегда и баньки были итак далее. В общем, город такой, из родных, скажем так.


Группа «Северный Флот» саунд чек

А теоретически, могли бы представить, что вы тут живете?

А. Л.: Ну почему нет. Я могу жить где угодно. Где моя семья — там и я. У меня понятие о родине довольно личное. Это моя семья. Спокойно мог бы жить в Харькове. Я жил в Приднестровье, жил в Кишиневе, это как раз для меня более комфортные широты и климат. Да и чисто по-человечески, я люблю северных славян, а южные славяне мне с детства ближе, потому что я из них вырос. Жил бы че… Девушки здесь красивые, парни крепкие, че еще надо, народ веселый.

Не приплетая политику, я родился в СССР, для меня мы все равно, конечно, братья. Хотя сейчас, сами понимаете, много чего, конечно, происходит уже много лет. Без обид, но Харьков, наверное, среди городов самый русский. Может потому что близко к границе.

А скажите, у нас бытует такое мнение, что Харьков похож на Питер по некой культурной направленности, интересно вашу сторону услышать, похож или все-таки это харьковчане придумывают?

А. Л.: Сложно сказать. На мой взгляд, нет, не похож. Не в обиду Харькову. Совершенно разные города по ощущениям. Может быть, потому что те харьковчане, кого я знаю, они «не питерские люди». Они как-то повеселее и попроще. Но опять же, надо понимать, что Питер во многом имеет славу культурной столицы за счет старых заслуг. Потому что люди, которые составили его интеллигентность и спокойную красоту, они в блокаду полегли. У города тяжелая история. У нас, собственно про это и песня есть, которая называется, причем, «Ленинград», а не Санкт-Петербург, потому что те люди, они в Ленинграде жили. Ну, культурная столица, — это немножко такой надуманный момент. Хотя, безусловно, в плане архитектуры и публики… По поводу Харькова.. Ну скажем так, в Украине много провинциальных городов. В хорошем значении этого слова, народ такой простой веселый, и в морду дать может, и посмеяться. Харьков, наверное, все-таки — это культурная столица. Тем более, насколько я понимаю, он столицей и был когда-то.

Да, первая столица.

А. Л.: Столица она накладывает определенные вещи. Ну, видимо, их сближает то, что как и Питер был когда-то столицей России, так и Харьков был когда-то столицей Украины. А бывший столичный город имеет налет культурной интеллигенции. Наверное, это их и объединяет.


Расскажите, пожалуйста, про ваш новый альбом, с презентацией которого вы приехали…

А. Л.: Его надо слушать… Это как у художника спросить о его картине.

https://youtu.be/GNJ4cfeuoJA

Хорошо, чего такое название?

А. Л.: Здесь несколько моментов. Во-первых, по названию песни, хотя, это, наверное, во-вторых… А во-первых, потому что альбом, по сравнению с предыдущими получился несколько иным. Он немножко в другой стилистике выдержан. Там есть жесткие номера, и мягкие номера. Как и, собственно, в предыдущем альбоме.Просто предыдущий альбом был выдержан в более таком северо-ментальном стиле. Здесь мы немножко хотели добавить такого качественного британского рока. И по звуку, и по прихвату. Тем мне творчество и нравится, что можно идти, куда хочешь. Нет никаких рамок. Я и парни, нам никогда не интересно рубить одно и тоже. И очень мало есть коллективов на земле, которым удается в одной струе постоянно выпускать альбомы. Их можно по пальцам двух рук пересчитать. AC/DC, например.

Горшок и по жизни то был легендарным, а сейчас так вообще, вряд ли его когда-то забудут. Должны, я не знаю, столетия пройти. Уж больно парень был ярок и крут, и много чего сделал. Хорошего, плохого. Не стоит из него прям Исусика лепить, что он прямо ходил и фиалки всем дарил

Даже метры, Metallica, постоянно экспериментируют, потому что творческая жизнь – это и есть, когда ты постоянно пробуешь новое. Иногда неудачно что-то, черт с ним. Иногда, чтобы подняться и сделать что-то действительно крутое, нужно сделать сначала что-то, может быть, не крутое. Как выплеснуть энергию в другое русло. Он действительно немного иной. Как показывает концертный опыт, народ принял его. Хотя как всегда за нами тянется шлейф «Король и Шут», от которого мы никак не можем избавиться, который дико раздражает. Мы очень ценим свое прошлое. И многие нашу работу, даже хорошую, воспринимают критически, просто потому что до сих пор находятся персонажи, ждущие какого-то«Короля и Шута». Его нет, не будет, и не может быть. Объяснено сто раз и как бы бессмысленно изгаляться на эту тему.

Народ такой простой веселый, и в морду дать может, и посмеяться

А есть в новом альбоме какие-то минусы, ну, на ваше мнение?

А. Л.: Мое мнение, минусов у него нет. Мне он нравится весь и целиком.

Я смотрела некоторые ваши интервью за прошлые годы, вы там говорите о некой мизантропии и самокопании… Подскажите, самокопание — это исключительно положительная черта, или есть какие-то минусы у нее? Всякий ли умный человек им занимается?

А. Л.: На мой субъективный взгляд, как взрослого мужчины, самокопание– один из совершенно необходимых признаков характера любого думающего человека. И не просто думающего, а старающегося быть порядочным. Потому что люди, которые не испытывают угрызений совести, стопроцентные м**аки. Вот и все. Самокопание– это совершенно необходимая вещь. Потому что в первом альбоме было сказано,что весь мир внутри нас и изменять его нужно начиная с себя. Либо изменять свое к нему отношение, либо как-то подстраиваться, в общем, как-то меняться. Потому что изменить мир никто не в силах. А себя, можно. Поэтому самокопание — это абсолютно нормальная вещь. Я вообще не доверяю людям, которые полностью собой довольны. Это попахивает каким-то…

Нарциссизмом?

А. Л.: Много есть плохих слов на эту тему. В целом человек, который полностью собой доволен, он м**ак. Не будем говорить говно, хотя тоже это есть.

https://youtu.be/GSoM9tEnpYE

А скажите, внутренняя свобода живет в вас?

А.Л.: Ну конечно…

Она сильно ограничена обществом и рамками какими-то?

А. Л.: Нет, многие особенно молодые люди путают внутреннюю свободу и свободу анархическую внешне. Общество ограничивает внешнюю свободу, и это правильно. Потому что человек существо социальное, и надо жить так, чтобы не наступать на ноги другим людям. Внутренняя свобода – это другое, на мой взгляд, прежде всего, ее находят люди в творчестве. Мы вот ее в творчестве нашли. Для нас это внутренняя свобода. Мы можем делать, что хотим. Мы ничем и никем не ограничены.

Мы не пытаемся понравиться всем. Хотя многие считают это невозможным. Это возможно. Можно написать материал попроще и речевки покороче, писать не песни, а песенки, иметь больше просмотров на ютубе, раза в 4 больше зарабатывать. Ну а на хрена? Не вижу в этом смысла никакого.

А к панкам себя относите? Имеется в виду не внешний облик, а состояние души?

А. Л.: Нет, и никогда не относил. Быть панком тяжело и недолго. Настоящий панк – человек рано умирающий. На мне лежит социальная ответственность в виде троих детей и жены, я не могу быть панком, не хочу. Многие люди ошибочно считают, что они панки, и этим гордятся. Даже если ты реально панк, здесь гордиться особенно и нечем. Ну ты панк, а я не панк. Че тут гордиться? Это мне напоминает «Я христианин, горжусь», «А я вот католик, горжусь», «А я иудей». И все гордятся. А чем гордиться? Две руки, две ноги. Гордись тем, что ты не козел, а это все…причисление себя к какой-то когорте, это всего лишь ты означает, что ты трус и прячешься за множеством. Тебе в толпе комфортнее, таких же, как ты. Поэтому ты считаешь, что ты такой индивидуум. Нет, я не панк. Единственная панковская черта во мне – мне абсолютно насрать, что я не панк.


Не могу не затронуть тему Горшенева, если вы не против.

А. Л.: Какого старшего?

Михаила. Горшок жив, как вы считаете?

А. Л.: Как я считаю? Я лично видел, как он умер.

Многие нашу работу, даже хорошую, воспринимают критически, просто потому что до сих пор находятся персонажи, ждущие какого-то«Короля и Шута». Его нет, не будет, и не может быть. Объяснено сто рази как бы бессмысленно изгаляться на эту тему

В метафорическом смысле.

А. Л.: В метафорическом, конечно, память о нем никогда не помрет. Он и по жизни то был легендарным, а сейчас так вообще, вряд ли его когда-то забудут. Должны, я не знаю, столетия пройти. Уж больно парень был ярок и крут, и много чего сделал. Хорошего, плохого. Не стоит из него прям Исусика лепить, что он прямо ходил и фиалки всем дарил. Парень и косячил бывало, но все это он делал искренне и честно, и с огромной внутренней силой. Таких людей не забывают. Словами кидаться «Горшок жив» и так далее, мне это напоминает «Ленин жил, жив, и Ленин будет жить».

Когда это все произошло, у нас в Харькове мероприятие было, и меня поразило, все фанаты, им тогда было далеко за 20, очень хорошо, без алкоголя почтили память Михаила. И фестивали тоже были у нас в Украине, где почтили память Горшка, настолько культурно, что меня в хорошем плане это удивило. И потом у нас началась такая тенденция в городе, что много групп харьковских, ну и полтавских там, начали петь песни «Короля и Шута», и устраивать кавер-концерты. Как вот ваша точка зрения, должны они были это делать, или все-таки это неправильно?

А. Л.: Да никто ничего не должен. Если хотят, пускай делают, мне жалко, что ли? Какое у меня может быть отношение? В момент, когда Мишка закрыл глаза и ушел от нас, он стал легендой. Теперь это не просто неизбежно, это такая тема, она есть, она будет. Хотят – пусть поют эти песни. В этом смысл этой короткой жизни был. Музыка остается, музыка осталась. И ее нужно играть. Пусть поют. Мы не можем кому-то как-то запрещать. Единственная просьба, играть это нормально. Дело касается, даже не КИШа, а любого тяжелого материала. Если ты совсем уже кривой, ну не берись, блин, научись играть с простого, «Мурку»вот… Как я начинал с этого, постепенно стал играть вещи потяжелее, типа «Извозчик», Розенбаум. Короче, с уважением нужно к материалу относиться. Стараться. Мишку помнят, Мишку знают, и это круто, это здорово.

Давайте о вашем творчестве поговорим. Вы пишите тексты для вашей группы, правильно? Тексты вы пишите только сами или сотрудничаете с соавторами?

А. Л.: Вот в последнем альбоме несколько текстов с Яковом написали. Я сам не успевал. Я не только тексты, и музыку тоже пишу.

А вот по поводу текстов, для инструмента написания блокнот или ноутбук?

А. Л.: Для меня это бумага, однозначно. Я иногда накидываю фразы, когда под рукой бумаги нет. В телефон или планшет. Но однозначно, работа над текстом только на бумаге. Это старая закалка.

А что сначала идет текст или музыка?

А. Л.: Музыка. Только музыка.


А были ли идеи написать песню, например, на украинском, на белорусском языках?

А. Л.: Были идеи, да, перевести. Но это тяжеловато делать. Готовый материал перевести, чтобы это было круто. Тем более украинский язык от русского в плане внешней формы сильно удаляется. Слова, которые были раньше сходны, сейчас они уже не сходны. Ну, короче, трудновато. Это считай, что заново нужно писать тексты. Руки пока не доходят. Да и зачем? Украина – не Франция. Есть даже люди, которые принципиально по-русски не говорят, я понимаю, чего, обычное дело. Но они все равно понимают нас. Все знают русский язык. Не вижу какой-то нужды. Так для галочки записать песню на украинском? Тем более мы привыкли делать так, чтобы было хорошо. Несмотря на мое детство, проведенное в Приднестровье там немножко другой был говор. Там Одесская область была рядом. Там по-другому в Советские годы, в 80-е годы, я все равно не могу сказать, что у меня будет реально хорошее произношение. И зачем кривляться-то? Может когда-нибудь и получится.

По поводу «Нашествия», вы классно выступили на «Нашествии» — 2018. Как вам атмосфера, эмоции?

А. Л.: Ну как… «Нашествие», ну народу много. Сцена побольше, чем обычно. Это ж обычный концерт. Волнения слегка побольше. За парней не скажу, я удовольствия получаю больше на маленьких концертах. Скажу немножко пошловато,на результат секса совершенно не влияет размер женщины, с которой ты им занимаешься. Здесь важны несколько другие вещи. А концерт, можно к сексу приравнять. Концерт — это же взаимопроникновение, это очень близкое общение, довольно интимное. Энергии тянутся друг к другу. Поэтому, нашествие – круто.

В плане масштаба, бывали у нас фестивали и побольше. Тот же «Атлас» киевский, пару лет назад там народу было побольше. Были фестивали поменьше, где тоже было хорошо. Например, «Мост» архангельский. «Нашествие» – это просто такое знаковое событие, освещается много где. Это круто. Но если говорить, про ощущения отконцерта, ну да… Даже фиговато. Так как обычно на сет тебе дают 5-6 песен. Этого мало. Хочется хотя бы десятку сыграть. Не успеваешь опомниться, а тебе уже пора валить.

Когда ждать новый клип. Какие планы?

А. Л.: По нынешним временам клипы надо снимать. Все хотят зырить, все на ютубе. Но, блин, это нам не удается. Мы много сил вкладываем в музыку. Мало времени остается. И все время это через жопу получается. Пару было клипов, более-менее нормальных. С клипами это непредсказуемо. Будем стараться что-то делать. Поглядим.

А планы дальнейшие творческие? Сейчас презентация альбома, в будущем что?

А. Л.: Да какие планы, мы ж не пятилетку планируем… Музыкой заниматься будем. Будет альбом. Сейчас потихоньку начинаю в голове складывать,какие-то наметки себе делаю. Это процесс долгий, это может полгода длиться,может два года длиться, не знаю… Вдохновение вещь такая, за деньги непродается, к сожалению.

https://youtu.be/GHG3Eovc4Z8

Давайте поговорим о путешествиях. Какой любимый город в России?

А. Л.: Москва

А какой любимый город в мире?

А. Л.: В мире много хороших городов, которые мне нравятся. Мне очень, очень-очень-очень нравится Хельсинки, Одесса, Таллин. Мне очень нравится Париж. Очень нравится. Мне очень нравится Сан-Франциско. Мне очень-очень-очень нравится Нью-Йорк, центральная его часть. Азия нравится меньше. Бангкок, как-то, много народу, грязновато. Вообще, мне нравится французская глубинка. Например, небольшие городки, такие уютненькие. Французская глубинка. Вокруг Парижа, Леона. Очень много крутых там городков…

А в замках Луары были?

А. Л.: Да там во Франции замки на каждом шагу. Вот это и прельщает. Страна вся благоустроенная. Нет такого как в России или Украине… Огромная территория, из цивилизации когда выезжаешь, а потом 200 км едешь, какое-то говно вокруг: покосившиеся заборы, дома. Понимаете да, о чем я? В Украине все это есть, просто в меньших масштабах, просто потому что она меньше России. Франция она вся такая, красивая. Наверное, потому что они все это веками наживали. У нас же все время 60-80 лет, революция какая-то, какой-то переворот, война. А они даже в войну умудрились все это сохранить… Как-то они помягче, наверное.

А вы часто путешествуете?

А. Л.: Да, я часто путешествую.

Просто или по работе?

Да, просто. Бывает так, что мы и группой ездим. А так, мы с детьми ездим. Тайланд, Турция, Кипр, Греция, Испания. Кстати, в Испании тоже очень красивые города. Например, Эликанте, Валенсия, множество городов мелких, Коста Бланка. Вот в этом году мы планируем в Испанию поехать. Захватить и Мадрид, и Барселону, и Соломанку. Просто Испания довольно большая страна.

Сами строите свое путешествие? Покупаете билеты, бронируете отели?

А. Л.: Конечно, сами. Сейчас же это все элементарно. Билеты купили, жилье сняли, машину арендовали, прилетели, поехали куда-нибудь. И так уже давно. В последний раз покупали путевку в Тайланд, в 2006 году, на новый Год, 12 лет назад.

Наталия Печник

Если вы нашли опечатку на сайте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

В начале нулевых группа «Король и шут» заменяла подростку весь богатый набор современных рэперов. Песни-истории о нечисти и сказочных героях неожиданно попали в яблочко и стали символом эскапизма - побега из суровой действительности в несуществующий, но увлекательный мир. В этом году группе исполнилось 30 лет, параллельно случилась еще одна дата - 5 лет со дня смерти лидера группы Михаила Горшка Горшенева. Onliner.by встретился с его другом и бывшим участником «КиШа» Андреем Князевым и поговорил про славу, деньги, наркотики и любовь.

«Горшок подумал, что я вообще зэк какой-то»


Если оглядываться на то время, когда вы начинали «Король и шут», складывается впечатление, что Санкт-Петербург того времени был одним огромным творческим котлом…

Время было мощное: «красная» волна русского рока с нашего ракурса выглядела очень сильной молодежной движухой с большим количеством лидеров, каждый из которых может отстаивать свою точку зрения на любых провокационных передачах. Это была некая проверка на вшивость: любой уважающий себя рокер должен был уметь ответить. В этом плане времена были посложнее: я сам ходил на концерты и видел летящие в Жанну Агузарову помидоры. Человек мог купить билет, просто чтобы унизить артиста. Сейчас люди более мягкотелые: в интернете все храбрецы, а на улице все по-другому происходит. В те времена в роке было круто, когда пацан мог сам сказать слово, завоевать авторитет.

Когда мы с Михой начинали, то думали, что нам не протиснуться. Реально все ниши были забиты: Костю (Кинчева. - Прим. Onliner.by) в его концепции не переплюнуть, Шевчук - тоже серьезный дядька, концептуальный, Витька Цой - отличный лирик, и музыка его тогда очень заходила. Но когда мы начали нашу тему с песнями-историями и сказками (хотя Горшок не любил слово «сказки»), она постепенно начала набирать большой успех. Казалось бы, рокерам того времени это было не нужно, потому что ценилась идейность, концепция, символизм. Но народ начал на нас реагировать, и стало понятно, что с этим нужно считаться.

- Помните день, когда вы познакомились с Горшком?

Мы с Горшком познакомились в реставрационном училище. Первая четверть, только началась учеба - ко мне привязался какой-то мальчуган, очень смешной: ему надо было с кем-то дружить, а мне надо было присмотреться. Я тогда пришел лысый, потому что был после деревни и мне пришлось из-за насекомых постричься, и Горшок подумал, что я вообще зэк какой-то и нашел себе «шестерку». Горшок был короткостриженый, у него была обычная голубая рубашка, брюки со стрелками, и я решил, что он папенькин сынок. Мы сошлись на приколе: Миха начал ржать над моими шутками, а у меня они всегда были специфические - простой человек с обывательским умом не всегда врубался, что я имею в виду. А я купился на его приколы: у Горшка были безбашенные шутки, хоть его в то время все-таки дисциплинировал отец. Когда мы с ним связались, мы дали друг другу обоюдную поддержку по жизни, потому что человеку одному гораздо тяжелее, чем вдвоем. Это преимущество дружбы.

Общий интерес мы сразу нащупали. Миха однажды принес магнитофон со своими записями, и они мне сразу понравились. А потом притащил гитару, но то, что он там напел, уже было не очень: он придумал абсолютно дурацкую песню и начал ее петь - это был протест против всех, кто т…хается. Не в том плане, что вообще. Просто тогда в быдлокругах было модно распространять тему: нормальный пацан, телок т…хает. Те годы - это реальная потеря нравов. Например, нормальный парень думает о том, что с девушкой нужно познакомиться, поухаживать за ней, а х…вый парень думает, как ее сразу запеленговать и т…хнуть. Меня это бесило и Горшка бесило, соответственно, он написал какую-то странную и смешную песню про СПИД. При этом сам Миха был вежливый, уважительный и даже в какой-то степени скромный.

- Начало девяностых - специфический период…

У родителей время было не очень простое. Они же все дети военных, а военные - люди с тяжелой судьбой. Денег ни у кого не было, родителям приходилось много работать, и на воспитание времени ни у кого не оставалось, так что мы были предоставлены сами себе. Нами мало занимались. Хотя Михин отец следил за ним, он был военный из КГБ, хотел своих сыновей сделать такими же. С Лешей у него, наверное, могло бы получиться: он был податливый. А Миша - бунтарь, он не принимал отцовскую диктатуру. Поэтому ушел из дома и уже не вернулся. К маме Миха всегда относился очень нежно, а про отца всегда говорил так: «Опять этот жлоб меня строить пытается». И если он говорил про кого-то «как мой отец», это всегда шло с позиции негатива. У Горшка был пожизненный спор с отцом. Я, разумеется, его поддерживал полностью, хотя у самого с Юрием Михайловичем были вполне доброжелательные отношения.

Миха долгое время жил у нас - у меня и Балу. Он каждый день обзванивал нас и договаривался, к кому и когда можно приехать переночевать, пожрать, потусоваться. Однажды я ему сказал правду: «Миха, может, тебя и прикалывает такой дикой цыганской жизнью жить, но ты не забывай, что мы все на шее у родителей сидим, потому что не работаем и деньги не приносим. Когда я тебя кормлю, мне предъявляют: а куда деваются продукты? Мне за это попадает и Балу тоже. Пацаны тебе не могут отказать, ты же друг наш, но вообще, это не по кайфу». Он тогда очень высоко оценил то, что я ему сказал. Мол, все остальные уже на меня косо смотрят, но правду никто не говорит, а ты вот взял и сказал.

«Миха называл наркотики одной из главных ошибок в своей жизни»


Вы долгое время катались на концерты в Москву за ящик пива. Никогда не возникало желания бросить всю эту музыку?

Мы не знали ничего лучше, чем ящик пива в качестве гонорара за концерт. Чтобы нам заплатили за выступление деньги? Это мечта любого музыканта: полностью посвятить себя музыке и получать за нее деньги. Эта мечта казалась недостижимой, поэтому мы радовались, получив ящик пива за свое любимое дело.

В постсоветское время получить гонорар казалось крутой штукой. Когда мы на практике заработали деньги, то купили на них гитары: работали как маляры на объекте - один из наших бывших музыкантов Рябчик договорился, что мы сделаем косметическую работу по помещению. Этих денег хватало, чтобы купить две гитары «Урал». За это нужно было содрать все обои, отшпатлевать и заштукатурить стены, покрасить потолки и привести в порядок пол. Мы с Горшком больше дурака валяли, чем работали. Помню, однажды целый день боролись: между друзьями всегда возникает момент, кто же все-таки сильнее. Тогда сильнее оказался Миха: он был крупнее меня. Но я тоже не проиграл, потому что так и не сдался и утомил его. По жизни эта тема у нас менялась: в какой-то момент я пошел в качалку и после этого Миху сам ломал. Горшок армрестлинг навязывал постоянно, причем у меня не было нужды мериться с ним силой, а вот у него был в этом какой-то принципиальный момент.


Вообще, у Горшка был очень сильно развит дух соперничества. Он не хотел пропускать вперед и считал, что если пропустит, то потеряет авторитет в моих глазах, которым очень дорожил. Это мешало мне в творческой реализации, потому что, если бы он хоть раз осознал, как я к этому отношусь, возможно, изменил бы свою политику. Мне неважно было первенство, мне было важно, чтобы в группе сосуществовали две творческие единицы, которые создают прекрасные песни, радуются этому и живут.

За свою идею и творчество мы, в принципе, могли даже жизнь отдать. Это была наша находка, наше открытие - наше все! Мир на тот период ничего интересного предложить нам не мог. Рушился советский строй, народ был в состоянии апатии: у кого-то, кто верил советским идеалам, ехала крыша. Современная молодежь повелась на всякую хрень: рэкет, проституцию, фарцовку. Много всякой грязи полезло, хорошим человеком стало быть немодно и даже позорно. Все вокруг пытались играть в каких-то авторитетов. В моем районе было много алкашей, в районе, где жил Горшок, было много наркоманов. Наши районы очень сильно отличались друг от друга - мне казалось, что у него получше, потому что там не было такого количества гопников и жлобья. Хотя в какой-то степени это окружение повлияло на его пристрастие к наркотикам, потому что в Купчино он бы вряд ли подсел на это.

- Он говорил с вами про свою зависимость?

Горшок никогда не признавал своих ошибок. Если он в чем-то ошибался, то старался это скрыть и завуалировать - это была его лидерская черта. Он слабость показывать не любил, но сам на ус мотал: ошибся он или нет, можно было понять по его будущим поступкам. Однажды он мне признался: если бы он мог переиграть жизнь до какого-то момента заново, то, в отличие от многих других героиновых наркоманов, которых он знал, он бы с этим не связался. «Многие другие, с кем я общаюсь по этой теме, всегда говорили, что все равно бы подсели на это г…но», - сказал он. Он назвал это одной из главных ошибок в жизни - путь, на который он стал и свернуть с которого невозможно. По сути, это была одна из главных вещей, которую он признал.

- У вас не было отторжения от контракта с попсовым продюсером Пригожиным?

Пригожин… Дело в том, что, если ты хочешь создать движение и популяризировать стиль, главное - то, что касается твоей цели, а не то, каким путями ты к этому идешь. Конечно, пути тоже имеют важную роль: душу дьяволу отдавать или через попсу себя продвигать тоже не вариант. У нас как получилось… У Гордеева (один из продюсеров «КиШа». - Прим. Onliner.by) была знакомая, которая нас вывела на Пригожина. Она сказала, что мы - уникальная группа с большим потенциалом, но типа экстремальные: «Они панки, с ними очень сложно иметь дело и договариваться». В те времена продюсеры еще связывались с бунтарями, потому что тогда не было планов и нормативов, не существовало жесткой власти, которая бы давала ограничения для буйства духа. Получилось так, что Иосиф был директором «ОРТ Рекордс», и, когда ему в руки попал «Акустический альбом», он послушал и решил, что это реально можно круто продать. Когда мы об этом узнали, реакция была такая: «Ага! На нас уже клюнули на ОРТ!» Мы готовы были понторезить, класть ноги на стол - вести себя как отъявленные мерзавцы. Если они нас терпят, то мы их прогибаем. Если не терпят, то пошли бы они!..


- Но в итоге сложилось ощущение, что прогнули вас… Взять хотя бы гонорары за дворцы спорта.

Денег стало больше, но кто же нам покажет истинные сметы? Я не знаю, на каком уровне тот же Гордеев проводил торги в плане выгоды для группы. На тот момент нам казалось, что мы нормальные бабки получаем. Нам хватало на бухло и тусовки, поэтому отыграл «Лужники», положил бабки в карман и пошел тусить - половины гонорара наутро в кармане нет. Другого применения деньгам особо не было. Ну что с ними делать? Мы же не знали, сколько реально можем получать! Плюс наша публика была молодая, неформальная - неплатежеспособная. Разве организаторы могли поставить высокие цены на билеты?

Вообще, мы жили идеями продвижения нашего творчества. Лично я считал так: главное - творчество, наш мир, наши фанаты. Мы создавали хороший вирус, пытались переделать этот мир своими историями. Как бы агрессивно при этом мы ни выглядели, но несли-то добро. Горшок был добрым человеком, и я человек добрый. Просто мы поняли, что в нашем мире если просто так покажешь добро, то будешь лохом: нужно всегда быть агрессивным и зубы показывать. Мы усвоили это правило и так всегда себя вели.


В голове Горшка фанатизма было гораздо больше, чем в моей. Я вообще не фанат, а он холерик. Он был фанатом «Короля и шута», моих стихов - я это знал и очень любил его исполнение, пока он свой голос не испортил героином. Вся тема с панк-роком была выбором Михи, я его поддерживал, но гнул свою линию. Горшок работал здесь и сейчас, а я - на перспективу. Моя задача была вывести группу «Король и шут» на социальный уровень, чтобы мы стали культурным феноменом, распространяющим свою музыку на широкую аудиторию и таким образом прививающим вкус к рок-музыке и нашему стилю. А Миха хотел производить мегакрутое впечатление на людей здесь и сейчас. Ему нужно было сделать революцию в панк-роке.

- Ну да, взять хотя бы его известное интервью.

Там же все не просто так - это интервью нужно правильно понимать. Он заговорил о бабках не потому, что они для него были самоцелью. Он говорил об этом потому, что грош цена понтам, когда ты выделываешься, но со своей музыки ничего не имеешь. Миха показывал, что мы не какие-то лохи, которые пресмыкаются на этих фестивальчиках: «Ой, а возьмите меня!» Горшок делал акцент: мы сделали одолжение и приехали на этот фестиваль - мы им нужны, а не они нам.

«Мы себя позиционировали как группу исключительно стадионного уровня»

- «Золотой» период «Короля и шута» - это альбомы «Как в старой сказке» и «Жаль, нет ружья». Что случилось потом?

На «Бунте на корабле» мы очень сильно сбросили обороты и вылетели из дворцов спорта - прежний статус себе так и не вернули. Балу уходил, потому что начал чувствовать себя неуютно внутри коллектива: он не получил от нас с Михой поддержку в определенном моменте. Он всегда считал, что мы равны в группе, а мы с Горшком начали показывать, что мы главные, чтобы навести порядок в группе. Балу это не хотел принимать.


К Маше в плане концепции творчества «Короля и шута» я отношусь специфически, но по той причине, что это была изюминка визуального характера - щупленькая девочка среди обормотов. Для меня главный КПД человека - это его творческая составляющая, а про Машу в данном случае мне говорить сложно: перед ней не было задачи привносить что-то новое в группу. Мы приносили ей партии, она их наигрывала. Зато она симпатичная и имела много поклонников, которым нравилась ее внешность. Даже некоторые из наших коллег на нее западали и посвящали ей песни. Но уход Маши для меня потерей не стал. Я знал, что это произойдет.

- При том, что «больших» гонораров вы так и не получили, на корпоративах играть отказывались. Почему?

На корпоративах мы не играли принципиально. Считалось, что это зашквар, потому что тебя купили: человек заплатил деньги и может тобой пользоваться. Того уровня менеджмента, который бы соблюдал наши параметры на корпоративах, у нас не было. Если играешь ради денег, то необходимо, чтобы твой статус сохранился, ведь ты попадаешь в пьяную, панибратскую среду. Тебя могут сфотографировать, ты можешь опошлиться. Сегодня ты на стадионе, а завтра тебя Вася Пупкин купил. Поэтому предложения о корпоративах воспринимались не то что в штыки, человека могли покусать: «Ты о…ел? Кому ты это предлагаешь?» Мы себя позиционировали как группу исключительно стадионного уровня, поэтому какие нах…р корпоративы? Если узнавали, что какой-то рокер ездит на корпораты, мы выказывали ему мегакрутое суперпрезрение и могли об этом заговорить в интервью.

- Когда вы с Горшком начали отдаляться друг от друга? Был какой-то конкретный прецедент?

Я и Горшок - это пожизненный, глобальный спор, и это приносило свои плоды. Но на «Бунте на корабле» мы с ним жестко столкнулись по творчеству. Он уперто хотел, чтобы я был только текстовиком, а он - композитором. А я уперто отстаивал свое право быть композитором в том числе. Я не хотел быть бэк-вокалистом, подпевающим весь концерт: мне было не интересно выходить на сцену и подпевать, мне хотелось петь самому. Но Горшок прекрасно понимал, что рано или поздно я захочу петь больше, и его задача заключалась в том, чтобы подрезать мне крылышки. Но он не знал, что я не собираюсь с ним конкурировать, я просто хотел нормального равноправного творческого самовыражения. Он считал, что я несовершенен в плане самовыражения на сцене, недостаточно хороший вокалист… Обида накопилась. И он на меня накопил много обид. Но если говорить откровенно, то мне самому не нравится мое исполнение времен «КиШа», и свою работу на сцене я также сильно критикую. Но у меня был потенциал, который я не мог начать раскрывать в силу различных причин. Включая пьянство. Нам давно надо было начать перестраиваться, но никто не знал, что нас ждет за этой перестройкой.


В какой-то момент произошла специфическая история. Ренегат тогда очень сильно начал отстаивать позиции утяжеления группы: он вошел во вкус после «Жаль, нет ружья». Тогда многие сказали: наконец-то «Король и шут» начал делать профессиональные аранжировки, зазвучал по-западному. Ренегат в какой-то степени настоял на утяжелении следующего альбома, Горшок поддался, потому что мы тогда продали фирме, с которой сотрудничали, два альбома сразу. И за второй альбом автоматически получили деньги до выхода, то есть в коммерческом плане мы ничего не теряли. Мне не понравился этот подход изначально. Когда Горшок открытым текстом сказал мне: «Мы фирме продали два альбома и зачем мы сейчас будем новый о…тельный альбом давать, если мы за него уже деньги получили? Надо быть хитрее: дадим им вот это». Я говорю: «Хорошо, дадим им вот это… С фирмой-то мы отстреляемся, а люди как это воспримут? Мы же не можем перед людьми размениваться». Я гнул свою линию, а он свою. Сказал: «Я устал уже всем доказывать, что я трушный, настоящий рокер и никакой попсарь, а твой „Акустический альбом“ внес смуту в ряды наших фанатов и критиков. Я хочу сделать трешовый, мегамощный альбом, чтобы всем показать, какие мы можем быть крутые, злые рокеры и в какую музыку врубаемся. Между нами говоря, я Ренегата с его металлическими понтами подведу под панк-рок а-ля The Exploited. Это будет между нами компромисс». И он мне тогда сказал: «Андрюха, по тяжелой музыке Ренегат и я шарим, ты не пиши ничего из музыки, ты все равно не дотянешь». Я рассердился, потому что в период «Жаль, нет ружья» я Горшку начал двигать тему, что сейчас нужно прокачивать творчески ту публику, которая примкнула к нам на «Акустическом альбоме». Чувствовалось, что новые наши тенденции уступают классическому стилю. Утяжеление не шло нам на пользу - нужна была золотая середина. Влияние Ренегата начинало сильно отталкивать ту аудиторию, которая любила нашу драматургию и лирическую составляющую. Хотя в моем сольном проекте «Любовь негодяя», сделанном фактически в тот же период, он проявил себя очень даже неплохо, играя совершенно в другом стиле.

Когда Горшок рассказал свои соображения по поводу «Бунта на корабле», я рассердился. Я понимал, что мне неинтересно снова быть бэк-вокалистом, пока мы с этим альбомом поедем в тур. И я был в корне не согласен с тем, что не могу ничего придумать под предложенный стиль. Я ему сказал: «Тогда сам пиши тексты». Он оскорбился очень сильно и начал писать стихи к альбому. Написал четыре: «Звонок», «Северный флот», «Хозяин леса» и какую-то еще. Вот эту какую-то еще и «Хозяина леса» я переделал, когда мы с Михой помирились, а «Северный флот» и «Звонок» не успел. Насчет «Звонка» не жалею ни разу, потому что мне не понравилась эта песня. После того случая у Горшка всегда в голове был пунктик: Князь в любой момент может отказаться писать тексты. И он в каждом альбоме за это брался.


Так появилась песня «Американское MTV». У него тогда уже был план: поменьше историй, побольше символизма, поменьше сказок, побольше абстракций. Он начал уходить от стиля: сказки - для подростков, а Миха хотел другую целевую аудиторию, ему надоело, что его сравнивают с подростковыми штанишками. Потенциал был, но он не всегда понимал, как себя раскрыть. В итоге он начал реализовывать себя как драматический актер в Todd, но харизмы у него было хоть отбавляй, а вот актерских навыков не хватало.

«Где-то минуту мы стояли и смотрели на мизинец, который торчит в обратную сторону»

Вы и время стали проводить по-разному. Во время гастролей в Тель-Авиве вам хотелось посмотреть достопримечательности и сходить на море, а Горшок хотел напоить всех панков города.

Когда я начинал бухать, я, как и Миха, хотел быть среди панков Тель-Авива. Но дело в том, что наша проблема с Горшком была из-за его гребаной героиновой зависимости: она мешала человеку жить. Если он в этой теме, то всегда думает о том, как создать эту эйфорию. Постоянно быть перед фанатами таким, как на сцене. Я эту тему преодолел и бросил алкоголь, когда появилась группа «Княzz». Понял вдруг: зачем я должен корежиться и показывать другого человека - того Князя, который был более вычурный и экспрессивный из-за выпивки? Горшок, когда он был самим собой, был замечательным: в чем-то скромный, глубокомысленный, здравомыслящий и рассудительный. Его настоящая сторона была круче в разы, но сценический образ был дьяволом, который его пожирал. Как-то повлиять на него в глобальном смысле было невозможно: с ним работал я, с ним работала супруга Ольга. Мы вели эту работу, но это была очень непростая задача, потому что еще в 15 лет он начал задвигать тему: нормальный рокер не должен дожить до 30. Я ему говорил: «С чего ты взял, что 30 лет - это старость? А вдруг там вся жизнь начинается? Посмотри на наших родителей, они старше». Он отвечал: «Я не хочу быть, как они!» И я не мог на него повлиять в этом смысле. Он со своей женой Анфисой сядет в машину, скажет всем «пока» и уедет - вот такие у него были мысли. «Так я уйду», - говорил он и думал об этом. Его держал только «Король и шут», наш мир, поэтому он так рьяно по жизни вцепился и в меня - я был одним из источников его жизни. Я это все понимал и многое ему позволял.

Горшок нас отодвинул. С ним невозможно стало разговаривать и делать дела: он никого к себе не подпускал. Мне в итоге все это осточертело, я сказал: «Я ведь тоже не жертвенник». Когда я пошел с Горшком в этот путь, я пошел с нормальным пацаном, который реально был лидером, в котором я эти качества приветствовал. А в этот период я такого в нем не видел. Однажды в киевской гостинице после концерта в шесть утра я ему сказал: «Миха, ты извини, но ты уже не тот. Ты считаешь, что ты крутой и бокс знаешь, драться умеешь. А ты даже бокс не знаешь, ты забыл. Ты себя стравил, организм у тебя слабый, и ты не представляешь из себя того, что всегда корчил». Мы были пьяные и беседовали на позитиве. Я ему сказал: «Хочешь, проверь. Я стану в стойку, и ты меня не пробьешь. А я тебе сдачи давать не буду». И мы начали страдать х…ней. Он пытается меня пробить - не получается. В итоге так и не вышло, за исключением одного дурацкого момента: он мне вывихнул мизинец. Где-то минуту мы стояли и смотрели на мизинец, который торчит в обратную сторону. Потом я беру палец и ставлю его обратно, проверяю - работает. И мы продолжили. Это была безобидная тема, и она никак не повлияла на наши отношения: Горшок правду в глаза любил. Он ненавидел, когда кто-то лукавил или что-то скрывал.

- Как он отреагировал на ваш уход из «Короля и шута»?

Он очень сильно обиделся и начал бычить. Но бычил, когда пьяный, морозил всякую х…ню в интервью. Получилось так, что на одном из фестивалей его вывела на разговор моя супруга. Видя изнутри, какие шишки на меня сыплются, она была в полной уверенности, что это злорадство и неадекватные пакости. Она тогда сказала Горшку: «Ты как к своему другу относишься? Он свою группу создал, все тебе оставил, а ты ему дышать не даешь». А он на нее посмотрел и ответил: «Он меня предал». И он это сказал не лицемеря, а в сердцах. Это было действительно так в его понимании. Он не думал о том, что у меня не было другого выхода в принципе. А я не понимал: в чем мое предательство? В том, что я не буду больше писать тексты? Да он и так вроде начал отказываться от старого стиля. Его поддержала группа, и он не один, а я начинаю все с нуля. И в одном из последних личных разговоров мне было сказано: «Я и группа примем любое твое решение. Если уйдешь - дело твое, удерживать никто не будет».

Прошли годы, и я наконец понял, в чем он увидел предательство: он остался в шоколаде, но один. И у меня возникает вопрос: а как же те люди, которые были с ним до конца, о чем часто сами упоминают? Вероятно, это лишь красивые слова. Не более того…


После того как я ушел из группы, мы встречались с ним лишь три раза. Первый раз я ему позвонил и сказал: «Миха, ты знаешь, у меня такое ощущение, что очень много людей, которым на руку наш конфликт, льют в уши тебе и мне нехорошие вещи. Надо бы как-то решить этот вопрос». Он со мной согласился сразу. Второй раз уже он мне позвонил. Он ехал давать концерт с Todd и рассказывал мне о том, как он самоотверженно отдается всей этой теме. Потом я увидел его на фестивале «Окна открой» и ужаснулся: за два года он очень сильно сдал. У него вся голова стала седая, лицо покрылось морщинами… Я ему сказал: «Береги себя». Он покивал головой.

Мой уход его в некоторой степени простимулировал. Он собрался, перестал бухать, все концерты работал на драйве. Помню, мы поехали в тур на «Театре демона». Отрепетировали бэк-вокалы, целую концепцию концерта выстроили! Давно такого не было, чтобы мы столько времени провели за репетициями, потому что Горшок хотел на новый уровень выходить. Но вошел в тур во в ж…пу обдолбанном состоянии и весь его так провел. И когда он собрался после моего ухода, я сказал: «Ну хоть какая-то положительная деталь в этом есть. Посмотрите, какой драйв выдает!»

- У вас с Горшком был тот самый разговор, который потом прокручивался в голове многократно?

У нас с ним было очень много разговоров. Каждое возвращение из Москвы в Питер в купе по синему делу - это были разговоры разного характера: хорошие и плохие. С его стороны были какие-то пророческие моменты: он в какой-то степени, как мне сейчас начинает казаться, пробивал меня на тему, что я буду делать, когда его не станет. К чему пойдет наша с ним совместная работа, кем он будет для меня. Ему иногда из подсознания приходили тревожные звоночки: он всем говорил, что его скоро не будет, - но никто в это не хотел верить, включая меня. Я считал так: «Горшок, у тебя здоровье как у тролля. Ты так можешь говорить долго, а по факту всех нас переживешь». Я действительно так думал. Потом, когда я ушел, стала приходить информация о его диагнозах, отнюдь не самых многообещающих…

Он не ушел вовремя. Он ушел в разгар Todd, с идеями новых театральных проектов. У него родилась дочка Сашка - Оля взяла на себя очень большую ответственность, учитывая все риски. Она рассчитывала, что для него это будет фундаментом. Наверное, так и было, но в глобальном смысле на Миху не повлияло. Иногда меня спрашивают, можно ли было спасти Горшка. В последний раз я ответил, что нельзя, что он себя запрограммировал. Но если говорить с позиции репрессивных методов, то в этом смысле можно было. Но кому под силу неволить свободного человека?

Я не предавал Горшка - он сам меня отодвинул, как это сделал со многими близкими ему людьми. И я его понимаю и не виню. У него был непростой путь, и чем ближе тебе человек, тем сложнее с ним решать накопившиеся проблемы. И я не предавал «Король и шут». Его предали все те, кто публично заявили, что выросли из сказок.

1 декабря выйдет альбом "Ели мясо мужики" группы "Король и шут". Если альбом будет таким же безбашенным, как вот это небольшое, но познавательное интервью с лидером группы Горшком, то слушателям надо будет заранее пройти курс психотерапии.

Music Ru . Вы готовите новую концертную программу? Расскажи, чем она будет интересна?
Горшок . Это я сейчас даже напрягусь. Третьего декабря мы будем выступать здесь, в Москве, с новой программой, которой не видел еще ни один москвич. Это видели питерцы, мы начали это делать в "Юбилейном". Во-первых, в этой программе мы будем неузнаваемые человеки. Я вот буду монстром конкретным. Понимаешь, это будет конкретное шоу. И там появляется старик. Представь себе картину - сцена, и из нее встает мертвец, мертвый дед русский встает из сцены. И хочет со мной выпить, представляешь? Он со мной хочет выпить. Кругом могилки все эти. А мы с ним сидим. Я сажусь на могилке и пью. Но проходит очень много лет - неважно, какая разница, сколько лет, ну, две тыщи. Я выхожу из этой могилки, а время-то уже другое, ты понимаешь, да? И моя бабушка, и все друзья давно уже умерли, и я вижу их могилы. Мой дом давно поник. Ты представляешь картину? Ужасно, да? Вот и посмеемся (смеется) .

MR . Это будет главной "фишкой" концерта? Ты собираешься этим шокировать своих поклонников, делаешь на это ставку?
Г . По-твоему что, вот ты сидишь, из пола у тебя стоит мертвец - это что, не шокирует, что ли? Просто фигня, что ли, какая-то, ты хочешь сказать? Да какую ставку, черт побери, ставка-то не в этом. Ставка - это энергия. Народ. Самая главная ставка - это когда народ понимает тебя, понимает то, что ты делаешь. Ты отдаешь энергию - он ее тебе обратно отдает. Это как баскетбол или волейбол. Играешь, кидаешь мячик туда-сюда.

MR . Расскажи о песнях из новой программы.
Г . Короче, будут представлены новые песни из нового четвертого альбома, который мы готовим выпустить. Единственная песня, которую уже слышали - "Ели мясо мужики". Это песня о том, как жил конюх, и его жену все трахали. Он пригласил всех на ужин. И что они ели на ужин? Они ели на ужин жену. А первая песня, которой открывается программа - "Дед на селе". Сейчас я тебе сделаю текст. Представляешь себе - деревня древнерусская. Славянское селение. Избы. Короче, свадьба, люди отдыхают, ну понимаешь да, чем отдыхают? И жених, и невеста. Ну вот, и, короче, в это место, где все отдыхают, вдруг появляется старик. И он, короче, пьет больше всех. Он выпивает все запасы продуктов. Водка, пиво, вино, - он все это выпил. Дедушка, просто дедушка беззубый. У него зубов нету. Он их изжил. И смотрит - жених бухой. И вот дедушка смеется, что он всех перепил. А невеста говорит: и ты был когда-то такой, как жених, и ты падал в лужи. А дедушка - он смеется. В конце концов, наутро началось похмелье. Все заглянули в погреба. Там пусто. Дедушки нигде нет. И вдруг невеста вспоминает, кто был этот дедушка. Оказывается, он умер уже десять лет назад. И этот подлец вылез из могилы и все выбухал.

MR . Говори в микрофон, пожалуйста.
Г . Я целенаправленно в микрофон говорю. Я никогда от него не отхожу ни на дюйм. Еще там песня про человека из дуба.... Доброжелательного человека, который никому ничего плохого не хотел. Разве что убить коров и свиней и отдать волкам на жрачку. Там еще потом появляется старик...

P.S. от редакции. Не тот ли это лесник из анекдота?..
Интервью: Наталья Фокина
Аня Селезнева

Интервью Король и Шут «Вся жизнь – театр, а рокеры - актёры» 8 декабря на лейбле СОЮЗ выходит новый альбом питерской группы Король и Шут. Скажете, что в этом такого? Мол, группа регулярно балует своих поклонников альбомами, и в последние годы они друг от друга не сильно отличаются? «Праздник крови», а именно так называется новая работа группы - совсем другой! Начнем с того, что это концептуальный альбом, первая часть дилогии, написанной по мотивам легенды о Суини Тодде. В записи диска помимо группы Король и Шут приняли участие многие известные музыканты отечественной рок-сцены. В роли рассказчика выступил легендарный артист Вениамин Смехов. Но, главное, в 2012 году зонг-опера ужасов, как её называют музыканты, «ТОDD» будет поставлена в театре. Я уже слышал альбом, и могу сказать, что он очень сильно отличается от всего того, что Король и Шут делали раньше. Это переход на абсолютно новый уровень – очень серьёзная работа. Настоящая рок-опера! Расспросим о ней лидера группы Король и Шут Михаила Горшенёва.

Ранее в новостях говорилось, что «Праздник крови» выйдет в ноябре. Дата выхода не изменилась? Альбом уже записан, как ты мог сам убедиться, прослушав его. Выходит 8 декабря. Для альбома вы выбрали довольно интересную тему. Древнюю. Насколько древнюю? Это английская народная тема. Я думаю, лет 150-200 лет ей есть. А как вообще настолько кровожадная история, чуть ли не про маньяка, смогла стать настолько популярной, что по ней мюзиклы делают, фильмы снимают? А есть много вариантов этой истории. Тодд не всегда маньяк. Легенда постепенно менялась. Она существует и в версии ужасов, и драмы, и мелодрамы. Вариантов очень много. Экранизация пятидесятых годов, к примеру, намного страшнее версии Тима Бёртона, благодаря которой теперь все знают от Тодде. А самая страшная история, говорят, была в немом фильме. Там пальцы ели, каннибализм чистой воды. (На портале kinopisk.ru присутствуют как минимум шесть фильмов с именем Тодда в названии, и жанры фильмов, действительно, серьезно разнятся – прим. JS). Там ведь как получается. Изначально история была не про маньяка и на историю про Джека Потрошителя мало походила, хоть сейчас и есть попытки эти истории связать. Это была романтическая история, у которой были разные ходы. Существовала версия, в которой Тодд был очень доверчивым человеком и его до конца судья водил вокруг пальца. Тим Бёртон же выкупил права на мюзикл, и сделал именно его экранизацию, но сам Тодд у него получился очень похожим на Эдварда Руки-ножницы. Узнал я о Тодде из фильма Бёртона, но мне понравилась именно идея, а не её реализация. Музыка не очень понравилась, потому что это был стандартный мюзикл.

А мне к тому времени хотелось создать что-нибудь концептуальное, основанное на своей идее. Вот и решили музыку написать интересную, сюжет доработать. Пожалуй, на сегодняшний день из всех россиян я знаю больше всего вариантов легенды. Вот история и получилась другая. Мне хотелось показать дно Лондона в том виде, в каком его описывал Чарльз Диккенс. У нас и персонажи другие, каких у Бёртона нет. Основа сюжета: человек с тяжелым сердцем после каторги приезжает в Лондон. У него – трагедия. За то время, что он был в заточении, жена покончила с собой, а маленькая дочь – исчезла. Наш Тодд - полная противоположность тому, которого мы видим у Бёртона. Он набожный, сам по натуре добрый человек, но зло в нем давно уже накапливается. Он пытается узнать, что случилось, как произошло его несчастье. К нему сбегаются люди, всё дно Лондона. Появляется Ловетт, которая маленькой девочкой была в Суини влюблена. Зная, что он был хорошим цирюльником, она предлагает ему работать у себя в доме. Дядя у неё мясник, который хочет развить мясное производство. Кстати, изначально нашу постановку мы хотели назвать «Мясорубка». Это сейчас она в «TODD» переименовалась. Ловетт с дядей пирожки выпускали некачественные, как и у Бёртона, но дяде было важно развить потоковое производство мяса, ускорить процесс, улучшить количество, и он завел мясорубку. А Тодда он заставляет брить себя бесплатно, поскольку тот у него в доме работает. Как-то в разговоре с Тоддом мясник завёл разговор о местном главном судье. Но тут это уже не просто судья, а кто-то типа крёстного отца. У человека власть как у губернатора, он крутит и вертит всем, чем захочет. И мясник рассказал Суини, что судье нравились молодые девушки, а много лет назад Тодд был женат на красавице Бетти. И дочка у них была. И вот, после рассказа мясника, Тодд понял, почему судья отправил его на каторгу. Также мясник ему поведал, что жена Тодда утопилась и хотела утопить ребенка. Не исключено, что даже сам судья к этому руку приложил. Обезумевший от такой правды Тодд без раздумий перерезает горло мяснику, а Ловетт отправляет его тело в мясорубку.

Далее тема развивается тем, что Тодд начинает страдать. А куда в то время набожные люди шли, когда им было тяжело? Правильно, он пошёл в церковь на исповедь. И благодаря этой исповеди, а вернее священнику, он стал машиной для убийства. Кто же знал, что священник дочку Тодда спас, и она жила у него. Кроме того, священник знал всё, что происходит в городе, знал - кем и как осуществляется контрабанда, другое беззаконие, и готов был всем за это горло перерезать. Но втихую, не как судья, который устраивал в городе показательные казни. Судья делал шоу, веселился, а он… Вот, представь себе старого нафталинового коммуниста, который считает, что порядок должен быть без шоу, без веселья. Можно сказать, что священник дал Тодду индульгенцию на все последующие убийства. Убийства всех, кто живет не по закону. Даже тех, кто совершает мелкие нарушения. Убивать из-за любой ерунды. И в итоге Тодд как бы под эгидой церкви начал совершать свои убийства. А Ловетт понимает, что можно бизнес сделать на этом деле. Напомню, что её дядя мясорубку притащил огромную, и в неё можно было людей скидывать. В общем, Ловетт стала не только сообщником Тодда, но и построила бизнес на такой «мясной продукции». В песне о том, как бойко пошёл бизнес у Ловетт у нас применяются парафразы, отсылающие к песне, в которой поётся про пирожки от Ловетт. Парафразы – это когда в разных песнях одна и та же мелодия звучит. Одна и та же тема. Это добавляет целостности и концептуальности альбому. Тодд убивал людей, но главной его целью было добраться до судьи, а Ловетт копила деньги. «Праздник крови» заканчивается тем, что Ловетт счастлива. И она предлагает Тодду заканчивать это дело. Но Тодд шёл по-крупному. Тем более, священник его просто так не отпускал уже. Первая часть зонг-оперы заканчивается на том, что Тодд поёт о своем несчастье, что ему нужно только одно убийство, а не все эти, что он начинает догадываться о том, что его месть кем-то управляется. Вторая часть самая страшная, но при этом самая лиричная. Называться она будет «На краю». Но пока я о ней рассказывать не буду, чтобы слушателям было интересно её дождаться. Скажу лишь, что начинается она с того, что судья устраивает маскарад и на него приходит Тодд в одеянии смерти, чтобы судью убить.

А когда вторая часть выйдет? Весной. Автор музыки и текстов зонг-оперы ты? Либретто и тексты написали профессиональные драматурги – Михаил Бартенев и Андрей Усачёв. Вся музыка – моя. Вот на альбоме ты поёшь за многих персонажей, а как это будет в театре происходить? Тоже ты будешь петь за всех? Нет, там будут люди. Ещё и своих привлеку. Расскажи, какие гости приняли участие в записи «Праздника крови»? Роль Мясника исполнил Билли Новик из Billy’s Band. Он же вместе со мной поучаствовал в записи толпы и хора. За Ловетт спела Юлия Коган, бэк-вокалистка группы Ленинград, священника и судью сыграл Костя Кинчев, думаю, не нужно говорить, из какой он группы. А текст рассказчика прочитал известный актёр Вениамин Смехов. Кроме того, в записи и создании аранжировок принял участие гитарист Валерий Аркадин (экс-«НАИВ», Глеб Самойлов & The Matrixx – прим. JS). Как всё это на сцене будет выглядеть? С красочными декорациями? Конечно, с декорациями. Это будет уникальная театральная постановка. Сейчас питерский музыкант Павел Завьялов («Чугунный Скороход») делает переложение уже записанных нами треков для театральной версии зонг-оперы. Постановка будет только в Москве или и в Санкт-Петербурге? Здесь же будет задействовано столько-столько-столько всего-всего-всего… поэтому, пока только в Москве. Москва – это серьёзно. Всё настолько сложно, что я уже готов свалить, но нельзя.

Но, в принципе, с тем, что мы уже имеем, мы можем делать миниспектакли. А как вы Вениамина Смехова в проект привлекли. Нам очень помог в этом продюсер театрального проекта – Влад Любый (директор Российского Академического Молодёжного Театра - прим. JS). Собственно, в этом театре вы не так давно выступали. Как прошло? Так мы там специально и выступали, чтобы посмотреть, как мы можем играть в театре. Там была акустическая программа? Смотря, что ты подразумеваешь под акустической программой. У нас есть обманное слово «Акустический» в названии одного из альбомов. Мы же делали программу unplugged. Играли свою обычную музыку, но на акустических инструментах. И с оркестром. А на видео не снимали? Мы хотели снять на видео, но не успели подготовиться. На самом деле, мы могли там играть целых четыре дня, но просто не думали, что столько народу придёт и по таким дорогим билетам. А желающих было много. Короче, мы просрали всё это… (вздыхает) Если бы мы сделали ещё пару концертов, мы могли бы снять DVD. Ну а теперь происходит та тема, к которой я стремился. Моей мечтой была эта постановка. А есть планы постановку на видео заснять? Ну, наверное, за полтора года снимем. Это же не единственный концерт будет, как тот мартовский в РАМТе, который мы сделали, чтобы проверить, не сломают ли наши поклонники дорогие театральные кресла. Не сломали? Ни одного кресла не пострадало. Публика совершенно другая пришла. Ну, я бы не сказал, что у вас публика - типичная панк-аудитория. Большей частью все культурные, новые косухи, чистые волосы, поставленные в ирокезы. А ведь по-разному бывает. Вот в Минске по-другому было. Там были настоящие западные панки. Да и не в этом дело. Мы всегда выступали в противовес русскому року. Мы не любим «Сектор Газа», не любим шансон, мы любим рок-н-ролл. Мы идейные. А оркестр не планируете задействовать в постановке «Тодда»? Ты понимаешь, штат «Тодда» уже разросся до такой степени… Это же не «Король и Шут», это - театр. Слава богу, что у простых актёров ещё небольшая зарплата (смеётся). Ты и не представляешь, сколько это бабла. Это вам не альбом записать.

Итак, Андрей Князев занимается сольным проектом, а кто сейчас в составе Короля и Шута? Все остальные на месте. Ещё и прибыли – в группу вернулся гитарист Александр «Ренегат» Леонтьев. А кто поёт теперь те части текста и бэки, что Князь пел? Вы переработали песни? Я пою сейчас с Леонтьевым. Он же ещё и вокалист. Скрипач Каспер тоже больше с вами не играет? Каспер был нашим сессионным музыкантом, у него своя группа. С нами он больше не играет. Кстати, вопрос ему при случае задай, как он согласился на то, чтобы они (видимо, группа КняZZ – прим. JS) его наголо обрили. Он же блэкметаллист, для них же волосы - это святое! И скрипки больше нет в вашей музыке? Ну, куда? У нас столько инструментов! Мы с электроникой сработались. У нас гитарная группа обычная, на самом деле. Скрипка… Если ты не задумывался, Машка (Нефёдова – первая скрипачка группы – прим. JS) - она как бы для имиджа была больше. Вы думаете, вы скрипку слушаете? Вы гитары слушаете, вы слушаете, как играют барабаны! Такие инструменты должны звучать с подпиткой. А на предстоящих концертах будете песни из зонг-оперы какие-нибудь играть? На новогодних? Да, парочку сыграем. А почему тур решили назвать «Король вечного сна»? Это основная наша тема. По сути, это как раз unplugged в электричестве. Мы ездим с этой темой. А как вообще эта песня родилась. Она же твоя? Да, и текст и музыка мои. Что тебя вдохновило на её написание? Сложно объяснить. Человек должен понимать эту песню. Ты когда-нибудь замерзал так, чтобы заснуть, и тяжело было проснуться? Нет, так сильно, никогда. А ты? А я замерзал по-настоящему. Меня били палками, а потом в горячей воде оттаивали. Когда я ещё в Хабаровске жил, мы пошли с ребятами, как в снегу легли, так и заснули. Нас «деревянных» нашли солдаты пограничники и принесли домой. Папы нас палками и били, и били. А мы все во льду. А потом в горячую воду. И как, обошлось? Да всё нормально. Ну, подводя итоги, может, ещё что скажешь? «Тодд» - это очень печальная история. Если американец Тим Бёртон сделал её более благородной, то мы в своей истории отразили более печальную, трагическую и совершенно безвыходную ситуацию. Можно сравнить с некоторыми рассказами Булгакова. Ждем вас на концертах и в театре.

Михаил Горшенев: «Не хотим ходить по проторенной дорожке».

В группе Король и Шут за последнее время произошли колоссальные изменения. Уход второго вокалиста Князя, грандиозные планы по постановке зонг-оперы « TODD » и многое другое. Лучше фронтмена легендарной группы Михаила Горшенёва, более известного как Горшок, нам о том что происходит, происходило и будет происходить в Короле и Шуте никто не расскажет. Так что, Metalkings выловил известного вокалиста сразу после того, как он побывал в эфире «Нашего Радио».


METALKINGS : Прежде чем мы начнем это интервью, я хотел бы поздравить группу с 20-летием. Планируются ли какая-то особенная шоу программа на грядущем концерте в Москве?

Михаил: - Ну, погоди ты с 20-летием! Наш грядущий концерт будет называться «10 лет спустя». Сейчас поясню, что это значит. Несмотря на то, что наша группа существует уже довольно долго, 10 лет назад мы впервые собрали стадион «Лужники» в Москве. С тех пор Король и Шут стали группой немного иных масштабов, способной собирать крупные залы и стадионы. Этим выступлением мы хотим отметить тот успех, который мы только приумножили на протяжении следующих 10 лет.

Помимо этого на этом концерте мы сделаем нечто вроде мини-презентации второй части альбома TODD «На Краю». На шоу ты сможешь услышать, как поёт наш гитарист Ренегат, а еще специальным гостем будет Илья Черт из «Пилота», который также был задействован в создании второй части TODD’а (на диске он исполнил партию Судьи).

METALKINGS : Ты только что пришел с эфира «Нашего Радио», где была онлайн конференция с твоими слушателями. Как все прошло?

Михаил: - Ты знаешь, где я сегодня только не был: куча всяких встреч, интервью… Да, на «Нашем Радио» я тоже был, где даже вживую, на акустической гитаре, исполнили одну из наших новых вещей. А так все прошло нормально: все спрашивали, когда выйдет вторая часть, когда будет спектакль и все в этом духе.

Я объяснил, что театральная постановка - это очень сложный процесс. Поставим мы зонг-оперу TODD осенью, и это вряд ли будет гастролирующий театр, потому как декорации, огромную труппу актеров очень сложно перевозить с места на место. Ну и, естественно, люди, которые пели на альбоме в качестве специальных гостей, в этом театре играть не будут ввиду ряда объективных причин.

METALKINGS : Если говорить о второй части TODD «На Краю», то по звучанию на сколько сильно материал будет отличаться от первого диска зонг оперы?

Михаил: - Очень сильно. Можно сказать, кардинально. Ты послушаешь и сам все поймешь. Могу сказать, что ранее ни у Короля и Шута, ни у кого-либо другого ты не слышал подобного. Первая часть предстает в виде некой комедии, а вторая является в чистом виде трагедией. Лирика очень тяжелая и при этом очень глубокая. Вообще могу сказать, что на этом диске будет даже больше лирики, чем на «Акустическом альбоме». Но при этом все это будет звучать гораздо серьезнее и глубже. Что касается самой записи, то тут мы подошли вплотную к европейскому звучанию… Впрочем, скоро сам все услышишь.

METALKINGS : Если говорить о первой части TODD «Праздник Крови», то там так же полно ярких личностей, таких, как Юлия Коган, Константин Кинчев, Билли Новик, а также известный актер Вениамин Смехов. Как вы привлекли этих людей к записи и каково было работать с ними?

Михаил: - Нормально. Мы все давно знакомы, поэтому и привлечь человека к записи не составляло труда. Я искал среди друзей-музыкантов таких людей, которые вписывались бы в образы героев TODDа. Всем из них было интересно принять участие в такого рода мероприятии. А с Вениамином Смеховым нам помог договориться театральный продюсер TODD’а - Влад Любый.

METALKINGS : На диске TODD часть 1 указано, что музыку на одну из песен вы писали в соавторстве с братом Алексеем. Не хотели бы с ним сделать совместный проект?

Михаил: - Да, почему бы нет. Кстати, о его участии в TODDе. Музыку для всего альбома мы писали с ним вместе. Сложилось так, что на «Праздник Крови» вошла только одна его композиция, но на новой пластинке можно будет услышать гораздо больше материала от него. И при этом мы сейчас не учитываем такую вещь как аранжировки, которые он в достатке привнес в альбом «Праздник Крови». Вообще Алексей очень много материала написал для обеих частей, и его вклад во вторую часть TODD «На Краю» огромен. Изначально проект TODD задумывался как детище трех композиторов: меня, Алексея Горшенёва и Андрея Князева. Ну, с последним, как ты понял, не получилось. А слова песен и либретто для TODD’а написали настоящие драматурги - Андрей Усачёв и Михаил Бартенев.

METALKINGS : А с театральной постановкой вы сейчас на каком этапе находитесь?

Михаил: - На данном этапе у нас уже готов макет всей музыкальной части, и прорисовываются декорации. То есть, мы приблизительно представляем, как это будет выглядеть, проводится кастинг на роли в спектакле. Репетиции начнутся летом, скорее всего, будут проходить в Москве. Так как снять театр для репетиций - это довольно сложный и дорогостоящий процесс, мы будем снимать какой-нибудь ангар, который оборудуем под театр. То есть, чтобы все декорации, все люди могли полноценно умещаться, и мы могли делать прогоны так, чтобы это выглядело как настоящее выступление - все работало так, как будто мы уже на премьере. А представим спектакль на суд уже осенью.

METALKINGS : Жаль, что гастрольной труппы у вас не будет…

Михаил: - Да, полноценно возить театр у нас не получится, но, возможно мы предоставим какой-нибудь гастрольный вариант, где мы бы могли играть песни с TODD’а, как-то связывая их между собой.

METALKINGS : Слышали вы или нет, Константин Кинчев принял участие в записи одной популярной на данный момент рэп группы 25/17. Как вы относитесь к такого рода сотрудничеству и приемлемо ли это для группы «Король и Шут», либо для вас лично?

Михаил: - Я слышал, что Костя увлекается рэпом. Ну, это его дело, он в нем разбирается. Константин - серьезный человек и не будет принимать участие в сомнительных проектах. Что касается меня, то я не принял бы участие в подобном. Мы как были, так и остаемся противниками рэп культуры.

Для меня рэп - это тот же шансон, только западный. Я уважаю черную музыку: блюз, джаз, соул, но рэп - антимузыка, в которой сами же черные опускают себя ниже некуда. Почему для меня это шансон? Ну как у нас там поют: украл/убил - отсидел, у них по сути тоже самое, только сюжет чуть более закручен, с примесью перестрелок, торговли наркотиками, и все в этом духе.

Хотя ты знаешь, я не против Beastie Boys, они не стали уподобляться своим черным коллегам.

METALKINGS : А что ты скажешь по поводу отечественной рэп сцены?

Михаил: - В целом я тоже отношусь к ней негативно… Разве что Касту я уважаю. Да, пожалуй, это один из коллективов, которые действительно делают хорошую музыку. Не пойми меня неправильно, я это говорю не просто так: я разбираюсь в создании музыки, то есть, знаю, как они это делают. Так что я отдаю себе отчет, о чем говорю. Касту я могу послушать, Onyx или Public Enemy - нет.

METALKINGS : Возвращаясь к теме Андрея Князева. Как вообще можно характеризовать прекращение вашей совместной деятельности: конфликт или же скорее творческие разногласия?

Михаил: - Ну что значит конфликт? Никто ему не говорил, мол, Андрей, уходи. Князь творческая личность, во многом он старался тянуть одеяло на себя. А у нас в группе демократия - все решения мы принимаем по средству голосования. Конечно, мой голос или голос Андрея ценился чуть выше, но, тем не менее, остальные тоже существенно влияли на принятие решений. Так вот, мнение Андрея зачастую расходилось с мнением большинства, что его, конечно же, напрягало. А группу напрягало, например, то, что он часто любил сочинять музыку дома, а потом приносить готовый материал в студию - мол, учите, ребят. Так или иначе, Андрей - лидер, которому хотелось реализовать себя вне рамок Короля и Шута, но, справедливости ради стоит сказать, что никто этому не препятствовал. Предельной точкой стала была моя затея с театральной постановкой, в которой он не захотел принимать участия. Я предложил ему альтернативу: театр мы делаем без тебя, а ты присоединяешься к группе только на крупных концертах и фестивалях. Он решил уйти, это его право.

Конечно, отмечать 20-летие «Короля и Шута» в будущем годв без Андрея мы не будем - он обязательно будет с нами в этот момент. Как дальше сложится судьба - мы не знаем.

METALKINGS : Как относитесь к его сольному проекту? Слышали ли альбом?

Михаил: - Нормально отношусь. Альбом не слышал: у нас в группе есть люди, кто послушал его и есть те, кто нет. А сам-то он слушал наш альбом?

METALKINGS : Помимо ухода Князя из группы состоялось возвращение одного из самых интересных гитаристов в русском роке в группу Король и Шут. Я имею ввиду Александра «Ренегата» Леонтьева. Расскажи, как состоялся этот «камбэк»?

Михаил: - Сразу как Андрей ушел, вернулся Саша (смеется).

METALKINGS : У вас в мае будет концерт в Хельсинки. Хотите завоевать новую аудиторию? Что ждете от этого выступления?

Михаил: - Мы не в первый раз выбираемся заграницу. Мы были в Европе и даже в США. В Сан-Франциско мы видели много пожилых людей, которые колбасились, что есть сил, на нашем шоу. После концерта они подходили к нам и говорили: «Да это же, блин, как в 75 на Ramones! Давно мы так не отрывались!». Было чертовски приятно это услышать от людей старой закалки.

А в Хельсинки у нас аудитория будет состоять примерно наполовину из русских, наполовину из финнов. Будет здорово, я не сомневаюсь.

METALKINGS : Как вы можете оценить по прошествии времени альбом «Театр Демона». Считаете ли вы этот альбом успешным?

Михаил: - Я считаю этот альбом лучшим! По качеству вокала вообще это самый лучший альбом, который мы когда-либо записывали!

Вообще я считаю, что я начал петь только на «Продавце Кошмаров» (2005), а все, что было до этого - это не пение было.

METALKINGS : Есть ли какие-то планы, чем вы будете заниматься после постановки зонг оперы TODD?

Михаил: - Ты знаешь, у нас все мысли сейчас только о театре и предстоящих выступлениях. Однако у нас есть определенные задумки о том, что мы будем делать после оперы. Мы хотим, и, что самое главное, можем записать тяжелый альбом. Планируется, что он будет тяжелее, чем «Бунт На Корабле». У нас в России мало кто играет металлезированный хардкор-панк…

METALKINGS : Прости, дай перебью - это будет что-то похожее на поздний The Exploited ?

Михаил: - Да, вероятно будет что-то общее. Так вот, я хочу сказать, что у нас в России кое-кто делает подобные вещи, не буду называть имен. Но мы хотим показать и слушателям и этим группам в том числе, что мы можем делать тяжелые панковые вещи намного круче, чем они могли это даже представить.

METALKINGS : Среди некоторой части ваших фанатов бытует мнение, что звучание группы стало более легким, нет больше таких драйвовых песен, что были раньше. Что бы вы ответили этой категории своих слушателей?

Михаил: - Нельзя угодить слушателю во всем. Кому-то нравится одно, кому-то другое. Поймите, мы не можем играть одно и то же, нам интересно постоянно развиваться. Был у нас в коллективе человек, который не любил музыкальные эксперименты, но теперь его уже нет в нашей команде. Нам не интересно идти все время по проторенной дорожке, нам интересно развитие.

METALKINGS : В интернете можно найти множество старых видео с твоим участием, где ты вступаешь в конфликты с представителями прессы. Сейчас такие ситуации все еще встречаются?

Михаил: - Ты знаешь, я актер и во всех своих интервью я немного играю. Так что серьезно воспринимать эти конфликты не стоит, просто так общение с прессой становилось интереснее обеим сторонам.

METALKINGS : На альбоме «Тень Клоуна» есть очень интересная песня под названием «13 Рана», написанная на стихи Андрея Федечко и исполненная тобой на украинском диалекте - суржике. Как у тебя возникла идея создать такую песню?

Михаил: - Ты знаешь, я как анархист не мог не написать песню об одном из самых знаменитых анархистов Несторе Махно. С текстом нам помог мой украинский товарищ Андрюха Федечко. Когда исполняем эту песню на Украине, то весь зал поет, можно даже микрофон не трогать!

METALKINGS : Насколько я знаю, у группы Король и Шут весьма серьезная и активная группа фанатов. Как то поддерживаете контакт со своими поклонниками?

Михаил: - Да, конечно. С активной частью мы всегда поддерживаем контакт, если не лично, то через представителей группы.

METALKINGS : В июне вы отправитесь на фестиваль Рок Над Волгой, где хэдлайнерами будут Limp Bizkit, Garbage, ZAZ. Что думаете о такого рода фестивалях? Способствуют ли они развитию рок культуры в нашей стране?

Михаил: - Конечно! Ведь именно на фестивале может проявить себя музыкальная группа! Только там ты можешь зацепить большую аудиторию, даже если эти люди раньше тебя никогда не слышали.



Рассказать друзьям